Развлечения возьмут под колпак Семь лет назад шапито открывалось в Райчихинске, однако просуществовало лишь два сезона. Сейчас инициатор идеи Станислав Лукьянов вновь пытается сделать доступным искусство фокусов и акробатики - уже в столице Приамурья. Сейчас он - педагог циркового отделения при областном училище культуры. На арене будут выступать его подопечные. - Труппа у нас собирается небольшая, человек 12, - рассказывает корреспонденту «АП» Станислав Георгиевич. - Мы могли бы взять и больше, качество подготовки и талант ребят это позволяют. Тем более для человека три выхода за одно выступление - это тяжело и физически, и морально. Но дело, как всегда, в финансах - пошив костюмов, покупка реквизита обходятся недешево. Основная часть артистов - студенты, но на арене найдется место и выпускникам училища. После Нового года в Благовещенск вернутся две девушки, которые пару лет работали по контракту в Английском королевском цирке. По мнению педагога, они привезут ценный опыт, потому что изнутри познакомились с классикой жанра, прикоснулись к легенде - этот вид искусства зародился именно в Британии. Также выпускницы гастролировали по Бразилии и Африке. Запланированы номера от райчихинской детской цирковой школы «Гулливеры». Будут задействованы в шоу и ребята актерского отделения училища, семь человек готовят клоунаду. Это будут зарисовки для уличных выступлений возле шатра и парные юмористические диалоги на самой арене. - Такое направление, как клоунада, сейчас не очень популярно, мы стараемся его возродить, - отмечает Станислав Лукьянов. - Обратите внимание, сегодня в стране нет ни одного знаменитого клоуна. Раньше были Юрий Никулин, Олег Попов, Карандаш. Сегодня взрослые Бимов и Бомов игнорируют, молодежь иронизирует по их поводу, а дети в детских садах по-настоящему шарахаются от артистов. Это неправильно, нужно менять отношение масс к философам в рыжих и белых париках. Актеры, знакомые не понаслышке с системой Станиславского, незаменимы в театрализованных шоу, которые с каждым годом становятся все популярнее. Фокусы, гимнастические трюки, жонглирование тарелками все чаще объединяются в затейливый сюжет, зрителю не интересен голый «Але ап!», он хочет взаимосвязей, конфликта, драматургии. И дирекция будущего шапито уже готовит подобные сценарии. - Пока все карты мы раскрывать не будем, цирк - это праздник, а у праздника должна быть загадка. Но скажу одно: первая часть представления - это цирковые и эстрадные номера различных жанров, вторая - театрализованное шоу. Ассортимент развлечений, который увидят горожане под «колпаком» - именно так с французского переводится «шапито», - очень широк. Гибкие девушки будут парить под куполом на трапециях, эквилибристы ходить по канату, акробаты делать сальто через скакалку. Платок будет исчезать в руках престидижитатора, а появляться в кармане мужчины из третьего ряда. Сила притяжения перестанет действовать на блюдца, поставленные на конец длинного стержня, а каждый жонглер будет орудовать десятью предметами одновременно. Не будет только дрессуры. Против болонок на задних лапках, котов в кухонных кастрюлях и тигров, прыгающих в горящий обруч, организаторы представлений ничего не имеют. Однако содержать мохнатую братию дорого, а возить по городам и весям еще дороже. Кочующий цирк должен быть легок на подъем. На то он и шапито. Праздник не терпит запретов Сейчас идет закупка материалов, определяется территория, где будет стоять шапито. По предварительным наметкам организаторов, самые удобные места для сборно-разборного цирка - это парк возле физкультурного техникума и аллея четвертой школы. Там достаточно просторно для площадки диаметром 42 метра, не придется вырубать деревья, зелень будет декором. Еще один плюс - скопление народа в районе рынка, сарафанная молва - лучшая реклама. Тем более по традиции балаганы и райки всегда раскидывались возле торговых рядов. На макете и схемах видно, что при возведении цирка будут использованы современные материалы и технологии, хотя основа останется классической - круглая арена, сиденья амфитеатром (600 мест). Основа планируется металлическая, скамейки деревянные. Зато арена будет резиновая с надувными конструкциями. При необходимости площадка сможет превращаться в небольшой бассейн высотой 45 сантиметров. Номера типа синхронного плавания или водного поло не покажешь, но как спецэффект использовать можно. - Представляете, в конце выступления артисты под бодрую музыку выбегают на сцену, и у них из-под ног брызги, а при нужном свете это вообще исключительное зрелище! - делится эмоциями Станислав Георгиевич. - Тем более мы не хотим запрещать детишкам резвиться на арене после шоу. Публику не принято пускать на площадку, но цирк - это праздник, а какой праздник с «нельзя»? Ограждение тоже будет модернизированным - с баннерной тканью, чтобы удобнее было прямо на нем размещать рекламу и афиши. На купол уйдет 800 квадратных метров ткани, ее необходимо пропитать антипожарным статиком. Разбираться цирк будет за восемь часов. Сумма на вышеописанное великолепие требуется немаленькая - два миллиона, областная администрация смогла выделить 830 тысяч рублей. Сейчас дирекция культучилища разыгрывает своеобразную шахматную партию - ищет ходы и выходы, думает, где дешевле, как проще. Оказалось, что у благовещенских строителей нет опыта работы с такими проектами: слишком широк ассортимент материалов, которые надо использовать при возведении цирка, слишком разнообразны виды работ. Пришлось пригласить субподрядчиков. Из шапито сделают балаган Откроется шапито 1 июня, в Международный день защиты детей. В этот день состоится благотворительное представление для ребят из интернатов. Затем - добро пожаловать всем желающим. Ценник, относительно стоимости билетов на столичные шоу-группы, низкий - 100 - 150 рублей. Планы на лето у дирекции шапито большие: они хотят не только развлечь амурскую публику, но и прокатиться с гастролями за пределы области. Уже есть два предварительных маршрута. Если отправятся по первому (Белогорск - Свободный - Тында - Якутск - Комсомольск-на-Амуре - Биробиджан - Хабаровск - Владивосток), то отечественный климат закроет сезон к октябрю. Вторая траектория гастролей лежит через Китай, а там погода позволяет раскидывать шатер круглый год. - У нашего училища налажены деловые и дружеские контакты с Солнечным островом, - рассказывает о перспективах директор училища культуры Николай Чуб. - Если все получится, то можно будет выступать в Русской деревне. Это парк развлечений - там есть бревенчатые избы, рестораны с нашей кухней и официантками, имеется «игровая» таможня. Шапито хорошо впишется в колорит, и называться мы будем «Русский балаган». Форма будет соответствовать названию - все, как в лапотную старину. Скоморохи начнут зазывать отдыхающих частушками и кричалками. Работать артисты станут целый день без перерывов - заходи когда хочешь и смотри сколько угодно. Сидений не будет, но чтобы всем было видно, сцену поднимут на метр от земли. Дирекция шапито уверена, что отбоя от посетителей не будет. И дело не только в косоворотках, блинах, румяных матрешках и прочих стереотипах «руссконародности». Цирковое искусство в России очень отличается от традиционного китайского. - Жанры, четкость исполнения - в этом мы похожи, - объясняет Станислав Лукьянов. - Но у нас разное содержание. Допустим, фокусы. В Китае предпочитают иллюзионизм - исчезающие люди, вырастающие из семечек деревья, распиленные женщины, - мистический эффект на основе технических приспособлений. У нас же большая часть трюка делается руками. И это необычно для жителей Поднебесной. Русским зрителям странно, что китайские акробаты или гимнасты как спортсмены: выходят на арену, готовятся к элементу - раз! - сделали. Расслабились, походили по сцене, размялись, опять настроились - але ап! Сами пирамиды и стойки очень качественные, интересные, артисты пластичные, но в нашей традиции более эстетично, красочно заполнены промежутки между фигурами. Есть художественная связка, та самая театрализация, о которой уже говорилось. В России цирки относятся к области культуры, в Китае - к спорту. Выступление «Русского балагана» будет очередным этапом культурного обмена между амурскими и китайскими циркачами. Студенты училища регулярно выезжают в КНР с выступлениями. Станислав Лукьянов и Николай Чуб сами недавно были на правом берегу Амура и плотнее познакомились с педагогической цирковой системой. Там школы, обучающие азам эквилибра, манипуляции и трюкачества, открываются непосредственно при цирках. Развиты династии артистов. Некоторые уникальные традиции и секреты мастерства передаются по наследству и чуть ли не шепотом на ухо.