Неудобства поездки по маршруту Благовещенск - Тыгда и обратно испытал на себе корреспондент «АП». Вагоны топят пылью Главное недовольство путешественников вызывает то, что им приходится проводить по 12 часов в промерзшем вагоне. Это не первая зима, когда поддерживать температуру в поездах проблематично. По стандарту столбик термометра должен показывать не ниже 18 градусов, однако последний месяц он едва поднимается до плюс 15. В пригородных составах пару часов в таком климате вытерпеть еще можно, но ехать полтора суток, допустим от Благовещенска до Тынды, весьма некомфортно. - Проблемы отопительного сезона у ЖКХ и у нас похожие, - считает проводник Ольга. - Батареи старые, из них выдувает тепло на ходу, а во время стоянок впустить пятерых новых пассажиров достаточно для того, чтобы воздух заметно остыл. Поэтому на маленьких станциях тамбур проводники открывают через раз. Пытаясь поддерживать температурный режим, таким образом они нарушают инструкцию: двери вагона должны открываться на каждой остановке, даже если поезд стоит меньше пяти минут и при этом никто не выходит и не заходит. Однако самая больная тема - уголь. По словам проводников, его количество скромное, а качество ужасное. - Это не топливо, а спрессованный порошок, - говорит проводник. - Его трудно расколоть на куски, а когда кидаешь в топку, оно сгорает мгновенно, практически не давая тепла. Едем через всю область, несколько раз загружаемся углем, но его хватает на два часа при постоянной топке. У меня в вагоне 60 человек, и когда они начинают возмущаться, мне становится страшно за свою жизнь. Особенно раздражены пассажиры купейных вагонов. «Мы платим больше 1000 рублей не для того, чтобы мерзнуть», - это их основной аргумент. Нормальная температура входит в стоимость билета - будь то общий вагон, плацкарт или купе. По логике, если человеку пришлось за собственные деньги кутаться всю дорогу в шубу, то он имеет право получить перерасчет. Однако на практике возврата денег железнодорожники не припоминают. Во-первых, потому, что люди жалуются друг другу на «иней на окнах», но до отдела перевозок с документально оформленными претензиями ни разу не доходили. Во-вторых, в федеральном законе о железнодорожном транспорте этот вопрос прописан невнятно. Пресс-служба дальневосточного управления ЖД прокомментировала, что возврат финансов возможен, если поезд опоздал, остальные примеры дискомфорта не затрагиваются. Искусственный дефицит Покупка железнодорожных билетов тоже вызывает ряд неудобств. В предпраздничные дни со свободными местами напряженка, и, по мнению некоторых пассажиров, кассиры используют это для своей выгоды. - Я стараюсь брать билеты заранее, - рассказывает «АП» предприниматель Сергей Ранин, который регулярно возит товар из Благовещенска в Зею. - Но иногда за три дня мне в кассе говорят, что все плацкарты и общие вагоны распроданы. Хотя по опыту знаю, что такого не может быть - середина недели, и люди заняты работой, а не путешествиями. Я вынужден брать более дорогое место в купе, а потом, проходя по вагонам, вижу, что они полупустые. Получается, на мне железная дорога заработала лишние 600 рублей. Чаще всего подобные «операции» проводятся на маленьких станциях - Тыгда, Ледяная, Ушумун - в вечернее время, когда до начальника вокзала достучаться уже невозможно, а с кассирами спорить бесполезно. Рекомендуют покупать купейные места за полчаса до отправления состава, когда особого выбора у человека нет. Пресс-служба свободненского отделения ЗабЖД о таких инцидентах не слышала, однако рассказала о том, как пассажирам можно перестраховаться. - Информацию о наличии свободных мест можно получить в первую очередь в справочном бюро в здании вокзала или по телефону, - инструктирует начальник пресс-службы Игорь Тимошенко. - Есть и более современный способ - электронная стойка. Табло индивидуального пользования, на котором высвечиваются данные о местах, маршрутах, времени отправления и прибытия поездов, имеют около 10 станций в Приамурье, в том числе Благовещенск, Белогорск, Шимановск, Свободный, Завитая. Это источник наиболее объективной информации. Недавно узнать эту же информацию стало возможным по мобильному телефону, вне зависимости от того, к какому оператору подключен абонент. Для этого необходимо отправить СМС на номер 6399 или 6499 с надписью «Поезд» или Poezd. В первом случае абонент сможет в течение месяца задать 10 вопросов, а во втором - 30, получив через СМС необходимую информацию о маршрутах, свободных местах и качестве обслуживания. Правда, покупать билет все равно придется в кассе.