Почему уволился главный режиссер и что происходит сегодня за кулисами? Ответы на эти вопросы попытался найти корреспондент «АП». Денис Кожевников: «Всегда хотел быть творческим лидером» Денис Кожевников стал главным режиссером Амурского театра драмы год назад. До этого он приезжал в наш театр, чтобы поставить спектакль «Чума на оба ваши дома». Выпускник высшего театрального училища им. Щукина, ученик народного артиста РФ Леонида Хейфеца легко нашел общий язык с актерами и администрацией театра. И через некоторое время получил приглашение занять должность главного режиссера, которая на протяжении нескольких последних лет была вакантна. Возглавив творческий коллектив, Денис Владимирович высказывал намерение работать в традициях русского репертуарного театра, а также повернуть репертуарную реку в некоммерческую сторону, обратиться к классическому наследию и переосмыслить его с позиций сегодняшнего дня. «Желательно, чтобы в репертуаре были представлены самые разные театральные течения, мы намерены приглашать режиссеров из столицы, которые могли бы внести новые краски в репертуарную палитру», - говорил он год назад в интервью корреспонденту «АП». В январе этого года областные СМИ распространили известие, что из театра драмы внезапно уволился главный режиссер. Причина - творческий конфликт с труппой и директором. - Почему ушел? Потому что фактически был отстранен от исполнения своих обязанностей, - поясняет Денис Кожевников. - Не раз попадал в абсурдную ситуацию, когда подавал один репертуарный план, а в управление культуры поступал другой, измененный директором. Без моего согласия пригласили иногороднего режиссера, в то время как мои предложения были отклонены. При этом за художественный уровень репертуара нес ответственность я. По словам Дениса Владимировича, проблема в том, что внутри театра оказалось трудно разграничить полномочия между директором и главным режиссером. Это привело к развитию конфликта и созданию ситуации, когда дальнейшее конструктивное сотрудничество стало невозможным. Удалось не все, что было задумано, считает Денис Владимирович. Тем не менее он признается, что ему никогда не нравился статус свободного художника. - Мне всегда хотелось работать со своими артистами, отслеживать их творческий рост, открывать новые грани. По внутреннему своему состоянию я - садовник, которому хочется заниматься своим садом. Разовыми постановками я зарабатываю на жизнь. Но по призванию мне хотелось быть главным режиссером, творческим лидером. Услышав вопрос о планах, бывший главный затрудняется с ответом: - Это случилось неожиданно, в середине театрального сезона. Обзваниваю театры, ищу, где могут пригласить меня на разовые постановки. Планы окончательно определятся к осени. А пока я безработный. Но не я первый оказался в такой ситуации из-за конфликта между художником и администратором. Были в подобном положении и Лев Додин, и Кама Гинкас, и мой учитель Леонид Хейфец, и другие известные режиссеры. Намерения у главного режиссера, когда он приступал к своим обязанностям, были замечательные. Что удалось осуществить, чего не получилось? - За год работы получилось даже больше, чем следовало бы ожидать от нового главного, который пришел в незнакомый коллектив, - говорит Денис Владимирович. - Предстояло найти общий язык с труппой, помочь театру найти свое лицо, свой почерк, свою самобытность. Предстояло убедить в своих нравственных и эстетических принципах коллег, чтобы командой единомышленников воплощать на сцене свои замыслы. Денис Кожевников поставил на амурской сцене четыре спектакля. Его постановки отличаются профессионализмом и наличием собственного творческого почерка. Одна из его работ - «Дядюшкин сон» - вызвала интерес критиков «Золотой маски», хотя и не попала в число номинантов. Татьяна Бедина: «С главным режиссером или без него — театр продолжает жить» Директор театра драмы Татьяна Бедина считает, что сегодня в коллективе нормальная творческая обстановка. С главным режиссером или без него - театр продолжает жить. - Сегодня во многих театрах страны нет главных режиссеров, - говорит Татьяна Федоровна. - И мы так жили. Каждый год 6 - 7 спектаклей ставили и без главного. Менеджерский театр у нас сложился по объективным причинам. Конечно, мне бы хотелось, чтобы в театре был главный режиссер. И я сама предложила Денису Кожевникову заступить на эту должность. К сожалению, он не сумел стать творческим лидером труппы - не хватило опыта (его режиссерский стаж - всего семь лет), авторитета, помешали завышенные амбиции. С моей точки зрения, главному режиссеру не удалось объединить вокруг себя команду единомышленников. В ответ на вопрос о причинах ухода главного режиссера Татьяна Федоровна признается: «Он не ушел сам - я предложила ему уйти, когда поняла, что основной состав труппы работать с ним не может. В данном случае сохранить коллектив для меня важнее. А Денису Владимировичу я бы пожелала, чтобы он нашел себя в другом театре и не повторял прошлых ошибок». Сейчас театр драмы готовится к переходу в автономное учреждение. Финансироваться это учреждение культуры будет по госзаказу через субсидирование, остальные средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, театру предстоит зарабатывать самому. 2007 год - переходный. - В репертуаре все должно быть сбалансировано. Должны быть и классика, и комедии. Ведь на классику не каждый придет. А директор должен просчитать наперед -понравится ли постановка зрителям, - говорит Татьяна Федоровна. - Директор обязан обеспечить финансовое состояние театра. По нормативам мы должны 280 спектаклей показать в год - это госзаказ. 70 тысяч зрителей должны побывать на наших спектаклях. При этом денег на постановочные цели нет. Спектакли надо одеть-обуть, иногда на два состава актеров. Нужны декорации, реквизит. Авторские выплаты - это вообще тяжелейшее бремя. Надо заплатить автору пьесы и его агенту, переводчику, если это зарубежная драматургия, потом платить им приличные проценты от валового сбора. Еще нужно рассчитаться со сценографом, художником по костюмам. Плюс еще надо содержать наше замечательное здание. При этом зарплату актерам мы платим с доплатами за счет собственных внебюджетных средств. Вот что такое экономика театра. В театре нормальная творческая обстановка, подчеркивает Татьяна Бедина. В работе находятся сразу три спектакля. «Все в саду» по пьесе Олби ставит известный режиссер Андрей Лапиков, амурчане уже видели его «Даму-невидимку» Кальдерона. Кстати, этот спектакль восстановлен в репертуаре. Ринат Фазлеев работает над постановкой «Лев зимой» по пьесе Голдмена. Народный артист РФ Владимир Матвеев ставит детскую сказку по пьесе московского драматурга, бывшего актера амурского театра В. Афонина «Мымренок». - Работаем над гастрольной афишей - собираемся в мае в Хабаровск, - продолжает Татьяна Федоровна. - Сейчас веду переговоры с хабаровским режиссером Вадимом Гогольковым, чтобы он восстановил «Короля Лира». Возможно, мы его повезем в Хабаровск. В столице Дальневосточного федерального округа будем работать на сцене театра музкомедии, это не первая гастрольная поездка в Хабаровск, там помнят и ждут наш театр. А к нам в это время приедет драматический театр из Петропавловска-Камчатского со своими работами. Кроме того, у нас есть приглашение поучаствовать в международном фестивале классической пьесы, в этом году он пройдет в Уссурийске. Там будут театры из Китая, Кореи, Японии, США. Со спектаклем, который повезем, еще не определились. В июне закроем сезон, будем готовиться к открытию следующего, юбилейного. Уже составлен план подготовки к празднованию 125-летия театра, которое пройдет в рамках 150-летия области в декабре следующего года. - Нам портит настроение не столько уход главного режиссера, сколько эпидемия гриппа, из-за которой часть спектаклей для школьников пришлось перенести, - завершила рассказ о планах театра директор.

Возрастная категория материалов: 18+