Решить проблему поможет нормативное подушевое финансирование, которое в порядке эксперимента вводится в семи пилотных территориях с 1 сентября. Об этом вчера рассказал журналистам начальник областного департамента образования Олег Лапицкий. Рассказ о модернизации образования Олег Иванович начал с парадокса. «Денег вкладываем в образование все больше и больше, прирост в 2007 году по объемам финансирования составил 2,5 миллиарда рублей на школьное образование. Но его качество ниже всякой критики». Оптимизировать бюджетные расходы поможет нормативное подушевое финансирование. С согласия глав муниципальных образований определены семь пилотных территорий - это Архаринский, Ромненский, Октябрьский районы, города Свободный, Зея, Тында и ЗАТО Углегорск. Начало эксперимента - с 1 сентября. С 1 января 2008 года нормативное подушевое финансирование будет введено в штатном режиме во всех школах области. По словам Елены Приходько, заместителя начальника департамента образования по финансово-экономическим вопросам, единая тарифная сетка сегодня потеряла актуальность. Педагоги работают на полторы-две ставки, чтобы получать более-менее достойную зарплату. Учитель превращается в «урокодателя», не отвечающего за качество знаний, да и воспитательная функция школы таким образом сводится к минимуму. Новая модель оплаты труда не предполагает, что учитель должен сутками находиться в школе. Теперь его зарплата будет зависеть не только от числа проведенных уроков - будут учитываться также количество учеников в классе и качество преподавания. При этом качество труда педагога простимулируют надбавки, которые будут назначаться с участием попечительских и общественных советов школ. Руководители муниципальных отделов управления образованием воспринимают это новшество с энтузиазмом. - Когда учитель работал в инновационном режиме на общественных началах - это разве правильно? - говорит начальник Ромненского районного отдела образования Валентина Зима. - Теперь будут оцениваться и оплачиваться все виды деятельности педагога, вплоть до школьного дежурства класса. Думаю, что учителя от этого выиграют. В пилотных территориях к 1 апреля будет сформирована нормативно-правовая база по новой системе оплаты труда. Управленцам предстоит большая работа. По словам заместителя начальника департамента Елены Ковальской, надо все разъяснить педагогам, чтобы они ушли летом в отпуск с полным пониманием того, что ждет их после 1 сентября. Учителей волнует не только зарплата, но и сокращения в штатном расписании. «Большого высвобождения кадров не будет, - заверила журналистов Елена Ковальская. - Сокращение ставок неизбежно, поскольку многие педагоги работают не на одну ставку. Предполагаем, что у педагогов пенсионного возраста ставка будет не 18 часов, а меньше». Журналистов заинтриговала новая формула, которая многократно звучала в речи представителей департамента - «ученикочас». За этим неологизмом скрывается базовая единица, от которой и пойдет расчет учительской зарплаты. Интересно, что в каждом районе «ученикочас» свой. Например, в Архаринском он составляет 2, 99 рубля, в Тынде - 1, 86, а в небольшом селе Калиновка Ромненского района - 6 рублей. Разница связана с количеством учащихся в разных школах. Рост зарплаты обеспечат повышающие коэффициенты, связанные со степенью сложности предмета, клас-сным руководством, подготовкой к ЕГЭ, факультативами, воспитательной и инновационной работой, использованием здоровьесберегающих технологий. Деньги должны идти за учеником - этот тезис на пресс-конференции звучал неоднократно. «Ученикочас» и призван обеспечить на деле его реальность. В этой системе в изначально невыигрышном положении оказалась сельская школа. И не только потому, что там учеников меньше. Оптимизация штатного расписания, изменение наполняемости класскомплектов и переход на пятидневку в сельской школе, в отличие от городской, значительных ресурсов, которые можно было бы направить на повышение зарплаты своим учителям, не высвободят. - Мы просчитали в среднем по городским школам -средства, освобожденные за счет внутренних резервов, составят около 18 процентов, - говорит Олег Лапицкий. - В сельской школе классы не уплотнишь. Поэтому, получая средства субвенции на образование, сельские муниципалитеты вынуждены считать деньги и думать, как их наиболее эффективно потратить. Это их будет стимулировать к пересмотру сети образовательных учреждений в районе. Бывает так, что 20 малокомплектных школ находятся недалеко друг от друга, и при этом в одной нет учителя иностранного языка, в другой - физики, и так далее. То есть ни одна из них не даст качественного образования. Поэтому муниципалитет вынужден проводить реструктуризацию се-ти - открывать базовые опорные школы, финансировать их и организовывать в них подвоз детей из школ малокомплектных. На душераздирающий вопрос - будут закрывать школы или нет - руководитель департамента образования ответил, что вопрос не в его компетенции. Жители каждого конкретного села сами должны решить, что им важнее - дать качественное образование своим детям или иметь сельскую школу как таковую. - Наш выбор - в пользу качества образования, - подчеркнул Олег Лапицкий. - В пользу тех школ, где есть учителя, компьютеры, нормально оформленные кабинеты, материальная база. Впрочем, департамент образования не держит ориентир исключительно на закрытие школ. Учреждения образования не закрываются насовсем, а только меняют статус - становятся филиалами близлежащих, более крупных и лучше укомплектованных. Актуальной становится подвозка детей. В прошлом году область приобрела 55 школьных автобусов для этих целей, 15 из них - в рамках нацпроекта. Один из вариантов - строительство пришкольных интернатов там, где подвозка затруднена. Но он пока не обсуждается, поскольку у области нет на это средств. Возможен и такой вариант сохранения школ в малых селах, как дистантное обучение через Интернет. В Белогорском районе работает федеральная экспериментальная площадка, где на базе одного ресурсного центра организовали обучение двух школ и нескольких центров дополнительного образования. - Мы хотим предоставить некоторые преференции сельской школе, и для этого разрабатываем сейчас проект соответствующего областного закона, - говорит руководитель департамента образования. - Для сельских педагогов и поправочные коэффициенты будут другие. Ведь стоимость «ученикочаса» в малокомплектной школе высока. Людмила Косицына, директор школы в Поздеевке Ромненского района, видит плюсы перехода на новую систему финансирования в увеличении учительской зарплаты. В ее школе будет безболезненно сокращена ставка организатора внеклассной работы, потому что эти функции дублируются заместителем директора. - Мы объясняли ситуацию коллективу, - говорит директор. - Наши учителя не против, наоборот, они заинтересованы в увеличении оплаты труда. Учащиеся выиграют от перехода на пятидневку - у нас было много заявлений от родителей на эту тему. А в субботу они будут приходить на занятия по выбору. Еще одно новшество - суббота становится днем дополнительного образования по выбору учеников и их родителей. Этот день будет предназначен для кружков и секций, занятий с репетиторами, подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы. Дополнительные образовательные услуги будут осуществляться за счет средств родителей.

Возрастная категория материалов: 18+