Напомним, что вторая очередь предусматривает строительство нефтепровода от Сковородина до экспортного терминала в бухте Казьмино и расширение системы до 80 миллионов тонн нефти в год. Самый большой участок трубопровода должен был пройти по Амурской области вдоль Транссиба. - Нефть, которая пойдет по первой очереди трубопровода от Тайшета до Тынды, будет добываться на месторождениях Западной Сибири, - объяснил «АП» вице-президент компании «Транснефть» Сергей Григорьев. - Сегодня нефтедобывающие компании не могут определиться с запасами нефти в Восточной Сибири, пока нет гарантии, что нефтяники обеспечат 80 миллионов тонн в год, поэтому правительство и откладывает решение о сооружении второй очереди. Хотя нами сделано технико-экономическое обоснование этого проекта, но мы не заявляли о сроках начала сооружения второй очереди. Япония и Китай сегодня борются за гарантированные поставки российской нефти на всех фронтах. Страна восходящего солнца, которая в значительной степени зависит от поставок импортных энергоносителей, неодно-кратно предлагала России ускорить строительство трубы до побережья Тихого океана. Речь даже шла о частичной компенсации затрат, которые по проекту составят 10 миллиардов долларов. Поднебесная настаивает на строительстве ответвления от Сковородина на Мохэ. Российская сторона окончательного решения не дала ни Китаю, ни Японии. Пока «Транснефть» определяется, компания «Российские железные дороги» пытается убедить правительство, что транспортировка нефти по железной дороге выгоднее, нежели строительство трубопровода. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин даже выпустил книгу, где обосновал доводы в пользу стальной колеи. - Еще до строительства первой очереди нефтепровода от Тайшета до Сковородина экс-президент Российских железных дорог Геннадий Фадеев заявлял, что нужно использовать уже имеющиеся транспортные коммуникации, в частности Байкало-Амурскую магистраль, и перевозить нефть с Восточной Сибири на Дальний Восток по БАМу, - заявил «Амурской правде» представитель компании «РЖД». - В прошлом году был сдан нефтеналивной терминал на станции Уяр в Красноярском крае, откуда вот уже год нефть идет по всему БАМу до Комсомольска-на-Амуре. В случае ввода в экс-плуатацию нефтепровода ВСТО железная дорога потеряет значительные объемы нефтеналивных грузов. Сегодня каждые сутки по северному широтному ходу проходят несколько составов с нефтью в адрес Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Таким образом, значительно выросли перевозки по Тындинскому отделению дороги, которое проходит по северу Приамурья. Это дало новый толчок к развитию железной дороги: путевого хозяйства, станций. Возросшие объемы перевозок отразились и на самих жителях севера Приамурья. Сейчас уже не стоит вопрос о сокращениях железнодорожников, более того, речь идет о привлечении дополнительных специалистов. Железная дорога перечисляет и значительные налоговые платежи в местный и региональный бюджеты. Денежные поступления от нефтяников гораздо меньше. Поэтому, по одной из версий, именно лоббирование интересов ОАО «РЖД» послужило причиной отсрочки принятия решения Правительством России по строительству второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». - Перевозки нефти по железной дороге не сопоставимы по цене с трубопроводным транспортом, они, можно сказать, становятся бриллиантовыми, - сравнивает Сергей Григорьев. - Железная дорога была и до строительства первой очереди, однако нефтяники не горели особым желанием разрабатывать месторождения в Восточной Сибири, потому что железнодорожники не справились бы с такими объемами нефти. И только сейчас, когда началось сооружение трубопровода, появились подвижки в этом вопросе. В то же время мы даем работу ОАО «РЖД» на отрезке от Сковородина до Тихого океана. Возможные потери от решения Москвы отложить сооружение трубопровода на неопределенное время амурские экономисты еще не подсчитывали. Однако понятно, что область может потерять и дополнительные налоги, и рабочие места. В то же время Транссиб получит существенный объем нефтяных грузов, которые пойдут от Сковородина на восток. По мнению железнодорожников, в этом случае Приамурье может обрести гораздо больше плюсов, чем от реализации проекта «ВСТО». Пока же в Приамурье строители активно работают на первой очереди нефтепровода от Тынды до Сковородина. Заявление министра Христенко никоим образом не повлияло на темпы строительства. Все работы идут в штатном режиме. Уже в марте нефтяники намерены развернуть площадки на участке от Тынды до Нерюнгри.

Возрастная категория материалов: 18+