Услуги по перевозке пассажиров и багажа, платные медицинские и образовательные услуги, долевое строительство, финансовые и страховые услуги. С каждым годом растет число обращений и проверок, проводимых областным управлением Роспотребнадзора. Так, в прошлом году в Приамурье было проведено в полтора раза больше проверок, чем в 2005-м. Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей, который в России отмечается в тринадцатый раз и проходит под девизом «Права потребителя - ваши права». О наиболее значимых результатах проделанной работы рассказывает руководитель управления Роспотребнадзора по Амурской области Владимир Смирнов: - Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей - одно из приоритетных направлений деятельности нашей службы. В этих целях мы используем различные формы и методы работы. По числу обращений, как и проверок, по-прежнему первенствует торговля, а на второе место выходят жилищно-коммунальные услуги. В 2005 году жители Тынды и Зеи, а в 2006 году - Талакана оставались без горячей воды из-за конфликтов между снабжающими организациями. И хотя виновные лица привлечены к административной ответственности, управление Роспотребнадзора вынуждено было обратиться с исковыми заявлениями о признании противоправными действий по прекращению подачи горячей воды гражданам - потребителям услуг ряда организаций. В их числе - ОАО «Зейская ГЭС», «Бурейская ГЭС», «Российские железные дороги». Суды удовлетворили наши исковые требования. А потребители, чьи права были нарушены, могут обратиться в суд и, основываясь на этих решениях, потребовать возмещения материального и морального вреда. Другой пример. В ряде домов города Свободного вода в часы пик не поднимается на верхние этажи. Жители вынуждены либо запасаться водой, либо вести ночной образ жизни. Хотя правила оказания жилищно-коммунальных услуг, государственный стандарт устанавливают, что водоснабжение должно быть постоянным, бесперебойным и в необходимых потребителю объемах. Управление обратилось с иском в городской суд в интересах неопределенного круга потребителей о признании действий МУП «Теплоэнергосервис» по предоставлению некачественных услуг водоснабжения противоправными и о прекращении этих действий. Суд отказал нам в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что по просьбе потребителей МУП делает перерасчеты. Мы не согласились с таким решением и обжаловали его. Ведь речь идет не о разовых ситуациях, а о постоянном отсутствии воды на протяжении долгого времени. Разве можно перерасчетами ребенка искупать или постирать белье? - Думаю, это судебное решение с нетерпением будут ждать не только жители Свободного. Владимир Томович, расскажите, какой надзор осуществляет областное управление в сфере долевого строительства. Вы ведь впервые взялись за эту «целину». - Проверено восемь наиболее крупных организаций Благовещенска, осуществляющих строительство жилья с привлечением средств граждан. Практически все включали в договоры условия, которые ухудшали положение потребителей. Это отсутствие в договоре гарантийного срока на объект долевого строительства, предоставление застройщику права в одностороннем порядке изменить цену договора, расторгнуть договор либо изменить его условия. Кроме того, участнику долевого строительства нередко вменялась обязанность по оплате коммунальных услуг, независимо от времени его фактического заселения. Без сомнения, ухудшали положение дольщика пункты договоров, когда его обязывали оплачивать дополнительные затраты, понесенные застройщиком, но не оговоренные в документе. Ограничивались также права потребителя на предъявление требований об уплате неустойки, пени и других убытков (в договоре был предусмотрен только возврат денежной суммы) в случае нарушения застройщиком его обязательств. По результатам проверок виновные привлечены к административной ответственности, наложено штрафов на 56 тысяч рублей. - А как быть с нарушением сроков окончания строительства? - Законом предусмотрена ответственность «медлительного» застройщика: размер неустойки равен 1/150 ставки рефинансирования за каждый просроченный день. Потребители обращаются в суды с исковыми заявлениями о взыскании неустойки, а управление по их просьбе выступает в процессе для дачи заключения по делу. Кстати, замечу, что проверки организаций, занятых долевым строительством, продолжаются и в нынешнем году. - Что еще запланировано на 2007 год? - Продолжим проверки предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Проверим, как соблюдаются права потребителей на автостоянках и в авторемонте, при оказании платных медицинских и образовательных услуг. - 2006 год прошел в стране под знаком борьбы с некачественной алкогольной продукцией. Каковы результаты этой работы в Приамурье? - Конфисковано судом 6 тысяч литров алкогольной продукции, которая не соответствовала установленным требованиям качества и безопасности. Возбуждено 72 административных дела, наложено штрафов почти на 2 миллиона рублей. Информация о выявленных нарушениях направлялась в лицензирующие и правоохранительные органы. Лицензии, правда, пока ни у кого не отобраны, но очищение алкогольного рынка от недоброкачественного товара, независимо от страны-производителя, продолжается. Причем к этой работе активно подключаются органы местного самоуправления, которые имеют право защищать в суде права потребителей на территории своего муниципального образования. И, что еще немаловажно, 50 процентов от суммы штрафа, наложенного судом, идет в местную казну. Пополняется бюджет, растет престиж администрации. Кстати, свои проверки проводят другие федеральные органы, как Росздравнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор и т. п. Так что ячейки в этом «неводе», вылавливающем разного рода нарушения, становятся все мельче и мельче. Это взаимодействие в конечном итоге работает на главный результат - на благополучие человека.

Возрастная категория материалов: 18+