Вузы вместо привычных сейчас специалистов станут готовить бакалавров и магистров. В вузах Приамурья уверены: с одной стороны, переход на новую систему доставит множество хлопот, с другой - это объективная необходимость. Многоступенчатую модель высшего профессионального образования в России ввели еще 15 лет назад, в 1992 году. С тех пор наряду с привычной квалификацией дипломированного специалиста у нас существуют также квалификации бакалавра и магистра. В конце девяностых годов европейские страны подписали так называемую Болонскую конвенцию. Ее задачей стало создание единого образовательного пространства, единой европейской системы высшего образования. В сентябре 2003 года к болонскому соглашению присоединилась и Россия, однако законопроект о массовом переходе на европейскую образовательную модель в правительстве одобрили лишь сейчас. До сих пор степени магистров-бакалавров для России остаются экзотикой. В стране преобладает традиционная система непрерывной подготовки специалистов. Из БГПУ - в Сорбонну Подготовка бакалавров будет проводиться по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить на втором уровне - в магистратуре или «специалитете», исходя из кадровых потребностей экономики. По задумке, бакалавриат обеспечит возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты. Это работа линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами и т. п. В правительстве заявляют, что достоверные прогнозы со стороны работодателей о необходимости специалистов узкого профиля можно строить не более чем на два года. Таким образом, специалисты, которых готовят вузы сейчас, через пять лет могут оказаться уже ненужными. Переход от распространенной в настоящее время пятилетней подготовки специалистов к сочетанию четырехлетней подготовки бакалавров и затем сужению их специализации, уже с учетом потребности работодателя и получения магистерского образования за год или два. 5 - 6-летние программы подготовки специалистов сохранятся в области здравоохранения, по ряду творческих специальностей, а также для органов госбезопасности. - Задумка о переводе российской системы образования на европейские рельсы просто отличная, и в первую очередь - для самих выпускников, - считает начальник управления международных связей БГПУ Николай Кухаренко. - В Европе давно существует система ECTS (European Credit Transfer System), или европейская система кредитных единиц. Она указывает, в каком объеме и по каким дисциплинам получал знания студент. То есть вне зависимости от того, в каком вузе человек обучается, за семестр он обязан набрать, к примеру, 30 кредитов. Например, поучившись год в АмГУ и набрав за год 60 кредитов, после по желанию можно продолжить образование в БГПУ. Там в течение года, набрав 60 положенных кредитов, можно продолжить обучение, скажем, в Сорбонне... Согласование требований, учебных планов и стандартов между европейскими и российскими вузами откроет перед выпускниками широкие горизонты. Диплом, полученный в российском университете, без проблем примут европейские работодатели. На Западе даже существует так называемый «европаспорт», который можно предъявить в любой европейской стране, устраиваясь на работу. Гранит науки по-европейски в Приамурье грызут давно Решение о переходе на двух-уровневую систему образования, принятое в конце минувшей недели на заседании правительства, стало неожиданностью для представителей амурских вузов. Однако шока ни у кого не вызвало -бакалавров и магистров во многих вузах, в том числе и амурских, готовят и сейчас. В настоящий момент, по информации «АП», степень бакалавра можно получить минимум в трех благовещенских вузах - Современной гуманитарной академии, ДальГАУ и БГПУ. Лидером среди вузов Приамурья по подготовке бакалавров является благовещенский филиал СГА. Ежегодно филиал выпускает более сотни бакалавров. Бакалавриат открыт здесь по шести направлениям. В ДальГАУ бакалавров готовят в институте механизации сельского хозяйства, а также в институте агрономии и экологии. А вот в Амурском госуниверситете бакалавриата нет, и готовить бакалавров здесь в ближайшее время не собираются - в нынешнем году на все 39 направлений подготовки будут набирать только специалистов. Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства не готовит ни бакалавров, ни магистров, обучая только специалистов. И в СГА, и в ДальГАУ подавляющее большинство студентов, получив диплом бакалавра, затем в течение года или полутора лет продолжают образование и получают второй диплом о высшем образовании с квалификацией «специалист». - Раньше бакалавры не были востребованы, поскольку с двух-уровневой системой образования были знакомы не все. Стереотип о том, что бакалавр - человек, подготовленный по сокращенной системе, нужно разрушать. И прежде всего - в глазах работодателей, - считает Николай Кухаренко. - Нужно понимать, что пятилетнее обучение не может быть лучше только потому, что студент потратил на образование больше времени. Можно пять лет просиживать штаны и ничего в итоге не уметь, а можно и за четыре года подготовить высококлассного специалиста. Бакалавриат - это вполне законченное высшее образование. После, если есть желание получать дополнительные знания, можно поступить на конкурсной основе в магистратуру. БГПУ может перейти на массовую подготовку бакалавров по большинству существующих в вузе направлений уже в этом году. Накануне университет получил документы, дающие право вести подготовку бакалавров по восьми направлениям. В настоящее время в вузе уточняют, включать ли в заявку на распределение госзаказа, кроме специалитета, и бакалавриат. Если бюджетные места по вузам будут распределять в том числе и в форме бакалавриата, руководство БГПУ вместе с документами на подготовку специалистов направит в Москву и пакет бумаг, подтверждающих право вуза готовить бакалавров. Пока же бакалавриат в педагогическом университете реализуют преимущественно для китайских студентов. Бакалавров для Китая амурский вуз готовит уже пятый год. Первые дипломы бакалавры из Поднебесной получили в прошлом году, сейчас в БГПУ учится больше двухсот иностранных студентов. - На сегодняшний день бакалавриат мы реализуем для китайских студентов по схеме «2+2». Она подразумевает двухлетнее обучение в Китае по программам, которые соответствуют и российскому, и китайскому стандартам. В течение первого периода обучения студенты проходят необходимую программу русского языка, - рассказывает ректор БГПУ Юрий Сергиенко. - К нам они приезжают уже на третий курс и заканчивают освоение программы уже здесь. Затем пишут диплом, сдают госэкзамен, после чего выезжают в Китай и сдают экзамены там. Таким образом, студенты имеют два диплома бакалавров - российского и китайского образца. Сейчас магистратура действует в БГПУ, ДальГАУ и СГА. Согласно действующему законодательству, готовить магистров вузы могут по тем направлениям, где есть аспирантура. Задачи быстро и массово открывать магистратуру перед руководством амурских вузов пока не стоит. Как минимум в ближайшие четыре года вузы будут продолжать подготовку специалистов, этого времени будет достаточно для открытия магистратуры. Наших выпускников нужно учить как медведей - Отношение работодателей к выпускникам наших вузов самое что ни есть настороженное. Их боятся брать на работу по одной простой причине - получив дипломы специалистов, специалистами как таковыми они не являются. Это люди, не знающие никакой практики. Поэтому, когда они приходят на любое предприятие, их нужно либо переучивать, либо доучивать. В итоге сейчас все зависит не от оценок в дипломе, а от человека, - считает кандидат философских наук, доцент кафедры социологии АмГУ, представитель амурского регионального отделения фонда «Общественное мнение» Юрий Магницкий. Сейчас, по статистике, и в России, и за рубежом не менее 60 процентов выпускников вузов либо не работает по специальности, либо просто пополняет армию безработных. Постепенно приходит понимание, что если за знаниями выпускника не будет стоять никакой практики, шансы устроиться на работу минимальны. - Бурового медведя учат кататься на велосипеде два года, гималайского - полтора. А выпускника после пяти лет обучения в университете работодатель еще несколько лет. Происходит это оттого, что при поступлении абитуриентами движут такие факторы, как, например, высокооплачиваемая работа или высокий статус профессии. В итоге ощущается недостаток таких специалистов, как закройщики, швеи или ряд инженерных специальностей, - считает президент Амурской торгово-промышленной палаты Лев Танаков. Раньше об отрыве вузовского образования от практики особо не говорили. Причиной тому была существовавшая в СССР система распределения выпускников вузов. И, так или иначе, бывшего студента брали на работу. Уволить молодого специалиста в течение первых двух лет работы было практически невозможно, оставалось только обучить применять «могучие» знания на практике. - Внедрение двухуровневой системы образования в условиях процесса глобализации неизбежно. Мы не можем пытаться войти в мир, не имея некой общей модели. При этом, кстати, ряд западных вузов начинает отказываться от излишне узкой специализации, - рассказывает Юрий Магницкий. - В мире сейчас действуют стыковые дисциплины, а на западе развито узкое профилирование. В этом плане российские студенты знают проблему шире. Главный плюс этого - им проще адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям. Однако при том, что теоретическая база у наших ребят шире, практики в достаточной мере они не знают.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии