Нарисовать впечатляющие афиши, на которых главный герой будет яростен и мускулист, меч его окровавлен, а доспехи измяты в битвах, но все-таки сверкающи. Все, блокбастер готов. На поверку все оказывается не так просто. Огромное количество фильмов такого рода из-за нехватки финансов либо кануло в лету (в лучшем случае - превратилось в телесериалы), либо склонилось под градом критики и откровенных насмешек. Удачные проекты зато прочно закрепились в истории кино, являясь неоспоримыми эталонами - так снимаются настоящие пеплумы. Но, как известно, на смену старым героям рано или поздно приходят новые. На этот раз их ровно 300. От комикса к шедевру Комиксы есть комиксы. Обычно от них не ждешь ничего особенного - по крайней мере в России, где этот не самый высокоинтеллектуальный вид популярного искусства интересует только конкретные сообщества людей, избравших истории в картинках своим хобби. Нам не близка страсть американских актеров с миллионными гонорарами к исполнению ролей разного рода Бэтменов и Робинов, более того, нам даже кажется смешной мечта сыграть персонажа, который все время маячит на экране в дурацком костюме, полностью скрывающем истинную внешность. Пока они спасают мир от таких же нелепых злодеев, мы смотрим и обсуждаем совсем другое кино. Так было до выхода «Города грехов» Роберта Родригеса, который в клочья разнес привычное представление о кинокомиксе, представ перед зрителями эдаким готично-изящным монстром, полностью захватывающим внимание. Очередное детище Фрэнка Миллера - «300 спартанцев» - окончательно развеяло сомнения: есть комиксы, которые надо смотреть только на широком экране. Тем более, что в темноте зрительного зала не так заметны отпавшие челюсти. Массовое остолбенение вызывал рекламный трейлер фильма, который даже как-то необдуманно крутили перед другими новинками широкого экрана. Лучше бы после - масштабы, открывавшиеся в недолгом рекламном ролике, обещали такое кино, что перенастроить мысли на только что начавшееся получалось не сразу. Как, спрашивается, вникать в связи и неурядицы какой-нибудь комедии или мелодрамы, если только что на этом же экране сверкала сталь, ревели боевые носороги, и вообще происходило нечто неописуемое? Нет, кое-что мы о грядущих «Спартанцах» слышали, читали, знали. Говорили, что Фрэнк Миллер вынашивал идею этого комикса с малых лет и вложил в него всю силу своего таланта. Писали, что Зак Снайдер, главный режиссер проекта, заранее объявил, что снимает «Анти-Трою», проигнорировал всех мало-мальски знаменитых актеров и сэкономил на этом кучу долларов, которые пошли на визуальные изыски. Восторженно орали, что за два дня проката в США, в знаковый первый уик-энд, который решает все, «300» (именно так называется фильм, слово «спартанцев» добавили российские прокатчики) собрал более семидесяти миллионов долларов. Эта сумма на добрых десять миллионов превышает бюджет фильма. Аплодисменты. И все-таки это - в США, где многим, я полагаю, довелось ознакомиться с первоисточником и восхититься им. Российский зритель, например, при всем уважении к шедевральному «Городу грехов», почему-то не бросился раскупать свежепереведенное творение Миллера в книжных магазинах. По крайней мере, до фильма многие понятия не имели, о чем он будет. Кровь, меч и отвага, и еще какой-то царь. Дело было в Фермопилах И в этом есть неожиданная, но очень важная заслуга новой картины Снайдера - несмотря на всю ее историческую недостоверность, на явные глупости, призванные сделать кино еще зрелищнее и пафоснее, она как минимум напоминает о том, что была битва при Фермопилах, в которой триста воинов-спартанцев в течение трех дней сдерживали многотысячную армию персов, посягнувшую на Грецию. История о подвиге царя Леонида и его отважных воинах сама по себе вызывает массу сомнений и пересмотров. Конечно, в том узком ущелье персы встретили гораздо больше противников. Дело, скорее всего, в том, что только мужи Спарты имели право гордо именовать себя воинами - остальные греки были представителями мирных гражданских профессий, которых война заставила взяться за мечи и копья. И, конечно же, функцию пушечного мяса во времена, когда в помине не было пушек, выполняли полчища рабов, которым в задокументированной истории Эллады обычно места не находилось. Так или иначе, но огромнейшая армия Ксеркса, самая большая в мире, напоролась на горстку воинов в Фермопилах, как на досадную занозу, пока не обнаружила, к своему удивлению, что эта заноза не только мешает идти, но и вообще грозит стать смертельной. Легенда гласит, что Ксеркс, возмущенный неожиданной заминкой на пути к мировому господству, не подумав, бросил на копья спартанцев свою личную гвардию - Бессмертных, воинов, равных которым не было в его многонациональном войске. Таким образом, элитным подразделениям завоевателей каюк пришел в самом начале сражения. Все дальнейшие попытки прорваться сквозь фалангу неистовых греков заканчивались для персов крупными неудачами, спартанцы же несли ощутимые, но не фатальные потери и продолжали стоять. К тому моменту, когда благодаря предательству воины Ксеркса всетаки зашли грекам в тыл, их армия основательно сократилась, а там и Греция была спасена. Такие дела. В фильме Снайдера сохранена только основная линия легенды о битве при Фермопилах. Поэтому начитанным историкам, которые знают, чем попрекнуть самого Геродота, не говоря уж о Фрэнке Миллере, лучше смотреть фильм дома, чтобы не мешать другим зрителям. Миллер, кстати, и не претендовал на достоверность - это было бы крайней степенью идиотизма, ведь речь идет о комиксах. Те, кто хорошо помнит «Город грехов», найдет в «300» много знакомого: тут вам и похотливые жрецы-сифилитики, готовые продаться любому, кто предложит хорошую цену, и потусторонние Бессмертные, скрывающие под масками чудовищные подобия лиц, и какие-то несусветные уроды-гиганты в цепях - не говоря уж о колоссальных носорогах и слонах, которых Ксеркс за каким-то интересом приволок в Грецию, да еще и по морю. И даже Эфиальт, предатель, указавший персам козью тропу, ведущую в тыл героям - отвратительный горбун, которого в младенчестве ждала участь сотен сброшенных в пропасть ущербных мальчиков. Любящие родители бежали из Спарты во имя его спасения, а предательство он совершил, когда Леонид не взял его в фалангу. Да уж. Действительно, с такой конструкцией на спине его не то что в фалангу - в рудники бы не взяли, наверное. Но не забывайте - это комикс, которому очень многое можно простить. Главное ремесло спартанца Главное в комиксе - не строгое следование хронике манускриптов. Главное - это умело и талантливо нарисованная картинка и реплики персонажей, как известно. И вот на то, что касается картинки, Зак Снайдер не пожалел ни средств, ни времени, ни сил. Даже удивительно видеть такое упорство и дотошность в авторе «Рассвета мертвецов», который ничем подобным не отличался вовсе. То, что получилось, шокирует - так действительно никто еще не снимал. Не надо сравнивать «300» с жалкими подмастерьями вроде «Короля Артура» или «Царства небесного». Их просто нет на горизонте с их бутафорскими луками и картонными мечами, с их сраженьицами, вяло копирующими неоспоримые заслуги Гибсона - и только. Не надо, потому что даже такие гиганты, как «Троя» и «Властелин колец», отстают по качеству воспроизведения битвы. Настоящей битвы, в которой льется кровь и ломается сталь, а не аттракциона чудесных акробатов и небывалых силачей с топорами в человеческий рост. Снайдер сделал с замедленным движением то, что в средние века назвали бы магией, да и сейчас подмывает, честно говоря. То, что происходит на экране во время сражений, напрочь вытесняет из головы все размышления об исторических недочетах фильма, потому что кажется недостижимым. Вспомните, как обычно изображается битва в голливудском кино (я не говорю о нашем, потому что каскадер Иншаков с мечом - это, простите, не уровень). Это куча-мала, из которой камера время от времени выхватывает специально отрепетированные сцены. «300» дал батальным сценам новое направление в развитии. Мало того, что бешеный ритм битвы постоянно прерывается замедлением действия, так, чтобы зритель успел разглядеть, куда угодил меч персонажа и над чем пролетает брошенное копье. Мало того, что, выхватывая определенного воина, камера сопровождает его, во всех подробностях демонстрируя его столкновения с противниками. Мы видим несколько слоев панорамы битвы - то есть сразу несколько очень качественно поставленных сцен на одном экране. А чего стоят отдельные, наиболее продуманные моменты сражения - это возможно оценить только из зрительного зала. Пока переполненное эмоциями сознание вежливо отдает дань шутке режиссера, зачем-то вставившего в финал фильма концовки «Гладиатора» и «Храброго сердца», сложно делать какие-то выводы. Главный вывод приходит в голову через несколько часов после просмотра. Это ведь даже обидно, что Снайдер сделал фильм такого уровня. Судя по всему, переплюнуть его удастся ой как не скоро. А мы - мы все-таки любим пеплумы гораздо больше, чем комиксы, и хотели бы смотреть их ну хотя бы раз в год. Тем более что мифология древних греков поистине неисчерпаема, те же спартанцы записали на свой счет массу чертовски яростных сражений. На то она и Спарта.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии