Однако «Амур-энергосбыт» опасается, что не за горами для транспортировщиков кризисная ситуация - подобная той, в которой оказались многие обанкротившиеся жилищно-коммунальные предприятия. Реформа энергетики, которая проходит по всей России, дошла и до Дальнего Востока. Разделение предприятий по видам бизнеса (генерация, сбыт и транспорт энергии) привело к совершенно новым правилам игры. Чтобы поставить электроэнергию своим потребителям, «Амур-энергосбыт» оплачивает услуги частных и муниципальных предприятий, собственников сетевого имущества в городах и районах области, которые выполняют функции транспортировщиков «света». В соответствии с законом отношения между энергосбытовой компанией и электросетевыми организациями должны быть оформлены договором. Однако подавляющее большинство транспортировщиков оказалось не готово к новым условиям. - Очень сложно нашим коллегам воспринимать, что на них теперь лежит не только ответственность за эксплуатацию сетевого имущества, за надежность, качество, бесперебойность подачи электроэнергии. Сейчас транспортировщики финансово отвечают за потери электрической энергии, которая «утекает» из их сетей, - рассказывает директор филиала ОАО ДЭК «Амурэнергосбыт» Виталий Стороженко. Безболезненно реформирование пережили лишь крупные сетевики - «Дальневосточная распределительная сетевая компания», предприятия железных дорог, КЭЧ Министерства обороны, где и так была дисциплина, четкая организация процесса управления. Тем не менее по сравнению с другими регионами Дальнего Востока к заключению договоров наши транспортировщики подошли менее конфликтно. На данный момент не подписан этот документ только с сетевым предприятием Октябрьского района и Зеи. Но если с первым договоренность достигнута и бумаги вот-вот будут подписаны, то с транспортировщиками северного города сбытовики найти общего языка не могут. На «уклонителей» уже даже подали в суд. Возникает тревога за сетевые характеристики: надежность, качество энергоснабжения конечных потребителей. Не урегулировав договорные отношения с транспортировщиком, «Амурэнергосбыт» не может осуществлять оплату услуг, хотя зейским сетевикам были перечислены деньги за январь. С предприятиями, которые заключили договоры, также возникают проблемы взаиморасчета. Например, некоторые тратят не по назначению средства, которые «Амурэнергосбыт» платит за эксплуатацию сетевого имущества. Главным яблоком раздора стало непонимание и нежелание сетевых предприятий компенсировать потери киловатт-часов в своих сетях. «Амурэнерго», которое раньше брало на себя убытки, больше нет. Новое обязательство транспортировщики восприняли в штыки из-за того, что попросту не готовы: необходимо обходить все счетчики электроэнергии, фиксировать показания, и это будет тот объем, который «Амурэнергосбыт» оплатит как услугу. Но сетевикам не хватает сотрудников, профессионализма, времени. Да и сетевое хозяйство далеко не в идеальном состоянии. Поэтому сбытовики в большинстве случаев ориентируются на показания приборов учета, которые сообщают сами потребители. И если по юридическим лицам можно предполагать объемы и говорить о какой-то достоверности, то населению приходится доверять - сколько амурчанин написал в квитанции, столько и заплатил. Между тем потери киловатт-часов во время передачи -процесс неизбежный. Какая-то часть энергии расходуется на нагрев проводов, что-то зависит от атмосферных условий. Это технологические потери. К сожалению, есть и воровство. Менталитет в России такой - предприятия и жители воруют и будут воровать. Не все понимают, что электроэнергия - такая же продукция, как и сахар, хлеб, которые нужно покупать. Самые низкие потери электроэнергии у сетевиков-железнодорожников - они составляют 12 - 14 процентов от всего, что зашло в сеть. У ДРСК - сетевых предприятий бывшего «Амурэнерго» - уровень потерь сейчас 20 - 22 процента. Правда, в целом по году он будет ниже: в холодное время года традиционно воруют больше. Бывают и вопиющие случаи - когда по дороге «теряется» две трети электроэнергии. - Есть сетевики, у которых потери составляют 66 процентов! - приводит примеры Виталий Стороженко. - Причем уровень технологических потерь в среднем от 12 до 16 процентов. Мы, как сбытовая организация, покупаем электроэнергию на оптовом рынке, чтобы донести потребителям, и если она потерялась, эти затраты должны компенсировать наши коллеги-сетевики. Сегодня на 3 - 4 территориях Приамурья потери свыше половины. И это огромная проблема. Убытки и сетевому предприятию, и нам. Средний тариф по области 1 рубль 26 копеек. Мы с каждого потерянного киловатт-часа недополучаем 50 копеек, потеряли миллион киловатт-часов - это убыток 500 тысяч рублей. Мало того что это прямой ущерб - мы не взяли деньги с абонента. Нет средств и у сетевой организации, которая должна нам заплатить. А это уже мертвая задолженность, банкротство транспортировщиков. Ситуация не безнадежная, считают в «Амурэнергосбыте». Чтобы решить проблему, сетевикам необходимо самим наладить учет потребления света, ведь каждый должен самостоятельно зарабатывать свой хлеб. Организовывать обходы счетчиков, выявлять воровство - способов и методов, как затратных, так и дешевых, много. Положительные примеры уже есть - электросеть Тамбовки, где руководители достаточно мобильно, активно взялись за дело. Еще одна проблема - получение транспортировщиками сертификатов соответствия на электроэнергию. Этот документ подтверждает готовность сетевой организации передавать киловатт-часы конечному потребителю должного качества, в соответствии с государственными ГОСТами. Чтобы конкретный амурчанин или фирма могли знать, что не пострадает бытовая техника, будет работать оборудование. Это требование установлено постановлением правительства РФ № 291 и является обязательным. - Но из всех предприятий, осуществляющих транспортировку электроэнергии на территории Приамурья, сертификаты соответствия получили только три организации - это ООО «ДРСК», филиалы РЖД - ДВЖД и ЗабЖД, - пояснил начальник лаборатории по контролю за качеством электроэнергии ОАО «Амур-энергосбыт» Анатолий Обыденный. - Все остальные амурские сетевики получать их не торопятся. Причина в том, что сертификация - затратная процедура, сетевики не заложили ее стоимость в тариф на транспорт электроэнергии. Но действующее законодательство РФ ясно говорит, что потребители должны получать сертифицированную электроэнергию. «Амурэнергосбыт» предлагает сетевикам своих специалистов, проведение замеров, методическую помощь. Если транспортировщики не получат сертификаты, сбытовики будут обращаться в прокуратуру, надзорные органы. «Получается абсурдная ситуация: мы обязаны дать абонентам электроэнергию должного качества, но она ведь идет через чьи-то сети, и если они не соответствуют параметрам, все равно отвечаем мы», отмечает Виталий Стороженко. В ближайшее время сетевики и сбытовики соберутся на областном совещании. На встрече стороны подведут итоги работы в первом квартале, обсудят сложившееся положение и попробуют найти пути решения проблем.

Возрастная категория материалов: 18+