Амурский театр после недавней премьеры «Все в саду» снова выбрал для постановки бродвейскую пьесу 60-х годов прошлого века, на этот раз драму Д. Голдмена «Лев зимой». Историческая драма с небольшим числом персонажей, где каждая роль выигрышна и почти бенефисна, пришлась как нельзя кстати - актерскому составу было в чем проявить себя. О популярности пьесы и ее нерядовом содержании говорит хотя бы тот факт, что по ней снято два фильма - первый, «оскароносный» с Кэтрин Хепберн, Питером О,Тулом и Энтони Хопкинсом, - в 1968 году. Второй (римейк первого) - снял Андрон Кончаловский в 2003 году. Кроме того, постановку по этой пьесе под названием «Тайны замка Шинон» привозил на «Амурскую осень» один из антрепризных театров. Пьеса актуальна, драматургический материал востребован, и на каких еще ошибках учиться, если не исторических? Действие происходит в Англии в 12-м веке. Стареющий, но все еще всесильный и властный король Генрих II Плантагенет под Рождество собирает в замке Шинон свое семейство, чтобы объявить имя наследника. Генрих II - историческая личность, завоеватель, присоединивший к своему королевству массу провинций и не желающий отдавать ни пяди, надеется, что наследник приумножит его ратные и политические достижения. Но в этом-то и вся загвоздка. Природа весьма неплохо «отдохнула» на детях льва-завоевателя, обеспечив ему вместо спокойной старости весьма тревожную «зиму». Трое сыновей, но выбрать не из кого. Один (известный в истории как Ричард Львиное сердце) безумно храбр, но доверчив. Младший - инфантилен и глуповат. Средний - слишком уж хитер и коварен. При этом, будем честны, Генриху нужно не только трон в наследство передать, но и сохранить в своей постели юную принцессу Элис, одновременно женив на ней коронованного сына. Уже трудно, правда? В скандал в благородном семействе с энтузиазмом включается королева-мать, на пару дней выпущенная в честь Рождества из своего заточения. «Любимую женушку», уже десять лет живущую в монастыре, Генрих всего раз в год в честь большого праздника допускает к семье. Этот сгусток неуемной энергии, злости и язвительности по имени Элинор умудряется столько интриг наплести за праздник, что их за год потом не распутать. В общем, то еще Рождество. Гусем при свечах даже не пахнет. Совместная праздничная трапеза чуть-чуть не состоялась единственный раз, когда Элинор принесла заточенным в темницу сыновьям завтрак. Да и то под крышкой оказалась не еда, а кинжалы, натолкнувшие юношей на мысль об отцеубийстве. Спектакль напоминает молниеносную шахматную игру -персонажи плетут интриги, просчитывая ходы друг друга на несколько шагов вперед, по ходу меняя ориентиры, приоритеты и намерения. Здесь не черные против белых, а все против всех. Властный, коварный, не имеющий иной ахиллесовой пяты, кроме своего возраста, Генрих (заслуженный артист Бурятии Юрий Роголев) привык владеть миром. Казалось бы, он не остановится ни перед чем. Даже факт, что его дети от первого брака запросто поубивают и детей от второй женитьбы, и друг друга и не остановятся даже перед отцеубийством, не способен свалить его с ног. Подкосит «старого льва» другое - его собственная способность занести меч над головами сынов-изменников. Режиссер вольно или невольно делает акцент на семейном разладе и в очередной раз подчеркивает вечную истину - миром движет любовь. Даже таким диким и бессмысленным миром, то и дело переходящим в войну. Перед нами не властители мира сего, а несчастные измученные люди. Не сумевшие сохранить свои чувства родители и их недолюбленные, ставшие заложниками обстоятельств дети. Даже свирепый, выигравший не одно военное сражение Ричард (Леонид Щепеткин) неоднократно признается, как ему не хватало отцовской любви. Говорят об этом и любимчик отца легкомысленный Джон (Дмитрий Стертюков), и хитрый, способный подстроиться под любые обстоятельства Джефри (Виталий Панасенко). Борьба за власть для сыновей Генриха II - это прежде всего борьба за родительскую любовь. Несгибаемая королева-мать Элинор (Елена Грачева), язвительная интеллектуалка, которая все прекрасно понимает и постоянно стремится развернуть ситуации в свою сторону, в финале тоже оказывается в стане проигравших. Зато юная Элис (Татьяна Ахроменко), поначалу просто покорная пешка в чужой игре, быстро усваивает правила и почти выбивается в ферзи. Любовь к женщине и любовь к власти - эти две страсти раздирают героев, и страшнее всего, что этот «раздрай» передается по наследству. С первых минут понимаешь, что никто не будет счастлив ни с кем. Тут уж одно из двух - или любовь плюс счастливая семья, или полная безраздельная власть. Основную коллизию спектакля подчеркивает оформление, выполненное художником-постановщиком из Хабаровска Андреем Непомнящим. Декорации и реквизит лаконичны - это королевские троны с гигантскими зарешеченными спинками (власть не предполагает свободы). Все убранство задника - разбросанные красные и черные заплаты, словно стрелами, стянутые между собой тугими, подобно тетиве, веревками. Красное и черное, страсть и ненависть, не могут ни соединиться, ни отпустить друг друга. И зеленый остролист, которым украшали дом в Рождество средневековые англичане, не может перетянуть на себя цветовую гамму.

Возрастная категория материалов: 18+