Прогнозы экспертов неутешительны - с каждым годом сумма недоимки транспортного налога будет увеличиваться. Корреспонденты «АП» решили узнать почему. Неразбериха с налогом Главная причина недоимки - недостоверная база данных, по которой начисляется налог. По информации ГИБДД Амурской области, в Приамурье зарегистрировано около 256 тысяч транспортных средств, из которых только 142 тысячи проходит техосмотр и эксплуатируются. А налог начисляется на все автомобили, мотоциклы и трактора. При этом многие из них уже несколько лет как сменили владельца или разобраны на запчасти. - Мы можем идентифицировать только две трети налогоплательщиков, - говорит и. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области Наталья Гончарова. - Одна треть - это «мертвые души», те, кого мы никогда не найдем. А получается так, что они состоят в базе владельцев транспортных средств, каждый год им направляются уведомления об уплате налога на общую сумму свыше 30 миллионов рублей. Уведомления возвращаются, недоимка остается и, кроме того, каждый год эта же сумма плюсуется к сумме общего долга. По мнению налоговиков, необходимо вычищать базу данных. Они неоднократно просили передать ее в их ведение, однако закон это запрещает - база находится в ГИБДД. Несмотря на то что в поисках собственников специалисты обращаются в адресно-справочное бюро, справиться там с огромным потоком запросов не могут. В итоге в 2006 удалось найти реальные адреса лишь 15 процентов владельцев. Недовольны сборщики налога и работой ФГУП «Почта России». Как писала «АП», в конце марта на свалке в районе Благовещенской ТЭЦ были обнаружены сотни налоговых уведомлений, которые так и не дошли до адресатов. Сколько еще таких случаев могло быть, не знает никто. УФНС активно обращается с требованиями об уплате налога и исками в суд. В прошлом году эти меры позволили пополнить бюджеты на 26 миллионов рублей. Однако, по словам Натальи Гончаровой, все судебные приказы, которые они передают в службу судебных приставов для принудительного взыскания с должников, имеют нулевой результат. Сами судебные приставы с таким обвинением не согласны и говорят о том же - несовершенстве системы учета налогов по транспорту. А попросту - неразберихе. - Действия судебных приставов-исполнителей зачастую сводятся к выяснению неурегулированной должником задолженности с налоговым органом, - говорит начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области Оксана Погорелова. - Когда пристав приходит к должнику, то зачастую получается, что человек либо давно продал автомобиль, а налог ему начисляют, либо заплатил налог, но информация об этом поступает с опозданием. В итоге жителям приходится ходить по инстанциям и доказывать правоту. Сначала налоги, потом техосмотр Несмотря на взаимное недовольство, все контролирующие органы согласны в одном - работу по сбору транспортного налога необходимо активизировать. В качестве варианта решения проблемы депутаты облсовета рассмотрели следующий: чтобы пройти техосмотр, поставить машину на учет или известить ГИБДД об изменении регистрационных данных автомобиля, сначала необходимо предоставить в автоинспекцию справку об уплате транспортного налога. Внести такую инициативу намерены законодатели Челябинской области. Наши парламентарии коллег поддержали. - Проблема актуальна для всех субъектов Федерации, и вопрос «созрел» уже давно, - пояснила «целевое назначение» поправок председатель комитета по бюджету, налогам и финансам облсовета Наталья Пугачева. - Недоимка в 73 миллиона рублей - просто огромная сумма. А ведь 10 процентов сборов идет в местные бюджеты. Кстати, до 2001 года подобное правило существовало: регистрация, перерегистрация и техосмотр транспортных средств без предъявления справки об уплате налогов не производились. Однако нынешняя редакция главного налогового документа страны этой нормы уже не предусматривает. - С тех пор как местные налоги передали муниципалитетам, налоговики утратили к ним интерес, - упрекнули представителей фискальных органов депутаты. - При хроническом дефиците эта «мелочовка» могла бы существенно пополнить муниципальные «кошельки». Если учесть, что на сегодняшний день транспортный налог в среднем колеблется от 200 до 500 рублей (в зависимости от мощности двигателя), а только в областном центре более 70 тысяч автомобилей, прибавка может получиться существенная. Но беда в том, отметила Наталья Пугачева, что полномочия местных законодателей ограничены Налоговым кодексом, и устанавливать какие-либо дополнительные нормы и правила на местах не могут. Чтобы «оптимизировать» транспортный налог и улучшить его собираемость, требуется поправить федеральное законодательство. Правда, было высказано опасение, что автовладельцы рискуют попасть во временные «ножницы»: сроки прохождения техосмотра и уплаты налогов могут не совпадать. - Техосмотр проходит в течение всего года, - пояснили в ГИБДД, - единственное условие: если, допустим, в прошлом году вы проходили ТО в мае, в этом году должны действовать аналогично. На штатном расписании ГИБДД дополнительная нагрузка никак не отразится, заверили законодатели. Поправка не обязывает сотрудников Госавтоинспекции проверять правильность начисления налога. В Госавтоинспекции возврат к хорошо забытому старому оптимизма не вызвал. - Такие разговоры идут уже давно. Но сами понимаете, у ГИБДД и своих обязанностей более чем достаточно, нас бы кто разгрузил, - посетовали в пресс-службе областной ГИБДД. - При прохождении техосмотра сотрудники работают с очень большим пакетом документов, делают оценку технического состояния автомобиля, пробивают базы данных: проверяют автовладельцев на наличие неоплаченных штрафов, находится ли хозяин или его транспортное средство в розыске.

Возрастная категория материалов: 18+