До поселка Поляковский (120 км), еще 100 километров до правобережного села Сиан. И, пожалуй, все. Дальше «только самолетом можно долететь». Из 165 километров тракта Зея - Береговой половина не соответствует стандартам и непригодна для пассажирского транспорта. Лишена нормального дорожного сообщения с городом резиденция бывшего прииска «Октябрьский». От Юбилейного, стоящего на тракте, до Октябрьского только колея обозначает направление движения. То же самое можно сказать о забытых богом и властями северных поселках: Бомнаке, Хвойном, Горном и Снежногорске. Лес вокруг давно вырублен, после чубайсовской прихватизации и развала предприятий в поселках и вокруг них торчат замшелые пни былой жизни, среди которых, как осенние грибы, доживают всеми забытые старики на «почетной пенсии». Можно вспомнить и о великой стройке века. Кроме рельсов, там нет иного пути, связывающего бамовские поселки с райцентром, больницей, властью, в конце концов, с жизнью. Прирельсовые дороги умерли, едва появившись на свет. На зейских северах только в декабре усилиями Деда Мороза появляется возможность двинуться по зыбкому и коварному льду водохранилища в районный и областной центры. На ледовых трассах гибнут люди и техника: из-за отсутствия элементарного обустройства, хотя бы знаками безопасности. Но ледовая дорога существует только четыре месяца в году. А между тем более половины населения района живет и работает в северной зоне водохранилища: золотодобытчики, лесники, железнодорожники. Автопассажирские перевозки осуществляются только до Поляковского и пригородной Овсянки. Районная администрация планировала купить шестиместный катер на воздушной подушке для водохранилища, но депутаты райсовета по инициативе своего председателя «зарубили» эту статью расходов. Оптимальным вариантом было бы восстановление регулярного, как при советской власти, авиасообщения и вложение средств районного и областного бюджета для удешевления авиаперевозок, а пара нереализованных бюджетных миллионов на приобретение «воздушного катера» тут была бы кстати. С таким же успехом можно по дну водохранилища проложить монорельсовую дорогу до Бомнака. С голубых экранов власть вдохновенно говорит о национальных проектах по обустройству нашей жизни. Готовятся грандиозные проекты горнолыжных курортов, строительства в Сочи российского Куршавеля и четырех российских Лас-Вегасов. Для бомнакских эвенков или чукотских «абрамовичей» это весьма актуально. Сожалею, что не удалось во время очередного телемоста поговорить с президентом о возможностях и потребностях нашего богатого лесом, пушниной, золотом и гидроресурсами края, предложить ему чуток отщипнуть от жирного правительственного Стабфонда для финансирования строительства или хотя бы поддержания дорог на Дальнем Востоке. Нищие местные бюджеты никогда не осилят решение финансирования дорожного строительства. Средства скудного районного бюджета, запланированные на ремонт дорог, износ которых приближается к 99%, составляют ежегодно до четырех миллионов рублей. При нынешних ценах это эквивалентно восстановлению четырех-пяти километров. При таком раскладе пользоваться дорогами можно будет уже через... 250 лет. Дороги в Зее стали притчей во языцех. Только государство способно при понимании стратегической важности сохранения русских восточных окраин решать эту проблему. За полтора столетия разработок золотых россыпей и рудников в Приамурье добыта не одна сотня тонн золота, вывезены сотни миллионов кубов леса, но окраина России - Дальний Восток - так и остается окраиной, о которой вспоминают только при приближении очередных выборов или военных потрясений. Вспоминая давнюю притчу о двух российских бедах, на ум приходит старый вопрос из анекдота: в чем отличие американских дорог от русских? Ответ прост: американцы покрывают дороги асфальтом, чтобы по ним ездить, а русские... кроют матом, потому что ездить зачастую нельзя.

Возрастная категория материалов: 18+