Ольга Славникова, Далия Трускиновская, Людмила Улицкая и Михаил Шишкин. Предлагаем читателям «Глагола» интервью с Алексеем Ивановым, ставшим победителем в интернет-голосовании, опубликованное в газете «Книжное обозрение». - Алексей, при всем успехе вашей исторической прозы некоторые до сих пор сожалеют, что вы «изменили» фантастическому жанру. Как произошел такой поворот? - Меня как-то настораживает слово «изменил». Фантастика не выходила за меня замуж, и я ей перед алтарем не клялся. Так что жалеть не о чем и раскаиваться не в чем. И мой «поворот» произошел через два традиционно-реалистических романа - «Общагу» и «Географа». Не автор выбирает жанр, а жанр диктуется произведением. Если бы я хотел пофантазировать про устройство галактик и туманностей, то использовал бы жанр «космической оперы», а не дамского романа. Если думать о взаимоотношениях этносов, то решать эти проблемы на примере хоббитов и орков крайне нелепо. Но есть и вторая причина. Фантастика - это свобода. Когда учишься кататься на велосипеде, тебе нужна большая (и желательно пустая) площадь. А когда научился - едешь по обычным улицам со всеми правилами дорожного движения и необходимыми маневрами. Может, мои слова выглядят нахально, но когда я научился, мне захотелось с площади поехать на обычную улицу. А потом и на извилистую лесную тропку исторического жанра. - «Сердце Пармы» повествует о событиях в Перми XV столетия, действие «Золота бунта» разворачивается в конце XVIII века - опять же на Урале. Не собираетесь расширить «географию» своих произведений? - Никакой другой географии, кроме пермской, в таких же подробностях я не знаю - и вряд ли узнаю. Да мне и не тесно в пермской географии, чтобы я стучался об нее локтями и коленями. Но и воспевать атлас всю оставшуюся жизнь я тоже не намерен. Где она нужна - там будет конкретная география, то есть уральская. Где не нужна - я эту тему просто «засвечу», чтобы история не сводилась к локальной случайности. - Сегодня ваши книги выходят большими тиражами, критики величают вас «золотовалютными резервами русской литературы». А насколько важна такая составляющая писательского успеха, как литературные премии? - Я с глубоким уважением отношусь к институту литературных премий. Разнообразие премий - это разнообразие иерархий, а оно и есть та самая демократия, за которую поломано столько копий. Нельзя жить с одной иерархией - это тоталитаризм. Нельзя жить вообще без иерархий - это неконструктивно. Деньги - уже второй вопрос. Что-то я еще не видал писателей, на своих гонорарах взлетевших в олигархи. Есть и еще одно соображение. Премия - это не только моральное и материальное поощрение, но и статус писателя как такового. Мне кажется, любое явление, повышающее статус деятеля культуры, будет обществу на пользу. - Вы в составе «сборной России по литературе» (так организаторы премии называют финалистов). С каким видом спорта ассоциируется у вас ваша писательская работа? - На какой вид спорта похоже писательство? По сложности комбинации - на шахматы. По драйву - на «Формулу-1». По объемности использованного материала - на тяжелую атлетику. По количеству героев - на футбол. По длительности работы - на марафон. Ряд подобных сравнений можно продолжать до бесконечности. Но по большей части в спорте приращение конечного результата идет только по линии количества. Качество остается в спортсмене. А для писателя это неприемлемо. Тогда премии надо давать не за лучший роман, а за самый длинный или где больше трупов, или где герои меньше, чем в прочих романах, курят и пьянствуют.

Возрастная категория материалов: 18+