А между тем столица Приамурья вот уже который год не получает из бюджета субъекта ни копейки, за исключением субвенции на исполнение областных и государственных полномочий. Благовещенск живет исключительно на собственные доходы. Из чего складывается городская казна, как администрация областного центра работает над ее пополнением, рассказывает первый заместитель мэра города Андрей Донец. - Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые составляющие, - комментирует структуру главного финансового документа города Андрей Иванович. -Налоговая часть формируется в рамках 131-го и 122-го федеральных законов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления: за муниципальным образованием сейчас четко закреплены нормативы налоговых отчислений от тех видов налогов, которые прописаны в этих законах. Если говорить в целом, то видов налоговых платежей достаточно много, но к бюджету города непосредственное отношение имеют далеко не все. Основных источников пополнения главного городского кошелька три: подоходный, единый налог на вмененный доход, земельный и имущественный налоги. Самый весомый из них - подоходный. По свидетельству специалистов городского финуправления, ежемесячно отчисляемые с нашей зарплаты 13 процентов составляют больше половины от всех налоговых поступлений. - Однако в бюджет города поступает только 40 процентов - это порядка 846 млн. рублей, остальные 60 процентов уходят в область, - продолжает Андрей Донец. - Второй по значимости - единый налог на вмененный доход (так называемая упрощенная система налогообложения). От упрощенки городу остаются 90 процентов, или 248 миллионов. Земельный налог и налог на имущество полностью поступают в местный бюджет. Но проблема в том, что реальный эффект от них на сегодняшний день несущественный. И тому есть объективные причины. Зарплата двигатель бюджета В администрации города начали с того, что разработали стратегию, обеспечивающую оптимизацию собираемости налогов по каждой составляющей. Системная и целенаправленная работа дала свои плоды. Если в 2005-м доходная часть бюджета составляла 930 млн. рублей, то на 2007-й прогнозные доходы превышают уже 1 млрд. 600 миллионов. К слову, за первое полугодие собрано уже 760 с половиной миллионов. Прогресс существенный. - Что позволило сделать такой прорыв? - Во-первых, при администрации по инициативе мэра создан координационный совет, задача которого - работа по легализации теневой заработной платы. В его состав вошли представители федеральных структур, находящихся на территории Благовещенска, - налоговой инспекции, Пенсионного фонда, представительства Центробанка, специалисты администрации города, общественные организации. Совет проводит заседания раз в месяц, куда приглашаются частные предприниматели, у которых есть наемные работники, а также руководители организаций и предприятий, за которыми числится налоговая недоимка, либо размер выплачиваемой там заработной платы наводит на определенные размышления. Согласитесь, если в ведомости стоят две-три тысячи рублей, понятно, что большая часть зарплаты ушла в тень. Мало того, при координационном совете по инициативе налоговой инспекции создана специальная комиссия по легализации серых зарплат. Еженедельно на ее заседания приглашают налогоплательщиков. - Как убеждаете рядовых горожан? - Работа идет одновременно по двум направлениям. С одной стороны - с предпринимателями, с другой - через рекламные акции - с населением. Вы, наверное, уже обратили внимание, сейчас по электронным СМИ постоянно идет реклама, призывающая горожан легализовать свои доходы. Стараемся убедить людей, причем не только работодателей, но и самих работников, что, соглашаясь на теневую зарплату, мы бьем прежде всего по себе самим. Во-первых, это создает серьезные проблемы самим же гражданам при решении многих проблем. Например, при оформлении кредита - ипотечного или потребительского, поскольку, получая серую зарплату, мы с вами уже не имеем возможности показать свои реальные доходы. Во-вторых, скрывая заработную плату, наносим урон своей будущей пенсии. Еще одно существенное негативное последствие теневых зарплат напрямую отражается на жизнедеятельности города, в котором мы живем - на состоянии наших дорог, освещении улиц, заработной плате бюджетников, на тепле в детских садах и школах. Ведь все эти мероприятия финансируются в основном за счет подоходного налога, который начисляется на нашу заработную плату. Каждый работающий житель города должен четко усвоить: налоги он платит для своего города, для своего ребенка, который ходит в городской детский сад, ездит по тем дорогам, которые мы на эти деньги содержим. - А есть уже позитивные последствия? - Безусловно. Во-первых, руководители предприятий начинают понимать, что администрация не стремится любой ценой ущемить их интересы, а, наоборот, готова помочь в разрешении их проблем. Во-вторых, рядовые работники начинают требовать от работодателя легализации своей заработной платы. Еще одним результатом стал тот факт, что налицо реальное ее повышение. Сегодня средняя зарплата по городу составляет 12200 рублей. Понятно, что бюджетная сфера полностью прозрачна: здесь зарплаты никто не скрывает и никто ими не манипулирует. Заработная плата чиновника, учителя, врача, работника любого муниципального предприятия видна как на ладони. Иное дело бизнес. Предприниматели, стремясь снизить издержки либо налоги, идут на всякие ухищрения. В том числе и на сознательное занижение заработной платы. И в результате всех тех мероприятий, которые уже проведены, зарплата в сфере бизнеса поднялась в среднем с 1200 рублей до 7 тысяч 400 рублей. Разница существенная. Это один показатель. Второй: вмененный налог. Наш город торговый. Так сложилось исторически, что торговая сфера преобладает над производственной. И увеличение удельного веса ЕНВД может существенно пополнить городскую казну. Приведу конкретный пример. Раньше, когда право устанавливать коэффициент на ЕНВД было прерогативой субъектов, для Благовещенска он равнялся 0,85. Теперь эти полномочия переданы муниципалитетам. Не надо долго объяснять, что для нас это большой плюс, поскольку ведет к увеличению налоговых поступлений от самой динамично развивающейся и доходной сферы нашей экономики. Мы установили коэффициент 1,0 для всех видов торговой деятельности, за исключением тех, где работают социально незащищенные категории граждан, а также для предприятий, торгующих детскими товарами. Для них установлен понижающий коэффициент. - Что это дало городу? - Благодаря такой корректировке бюджет пополнился на 100 млн. рублей. Причем безо всякого ущерба для самих торгующих организаций: никто, ни один торговый центр или супермаркет из-за этого не закрылся и не снизил обороты. Торговля этого даже не почувствовала, иначе, будьте уверены, уже дала бы о себе знать. Новый коэффициент был установлен в 2005 году, начал действовать с января 2006 года - и динамика роста товарооборота налицо. Ежегодный прирост составляет в пределах 20%. Если бы мы задавили торговлю налогами, наверное, этого бы не было. Земельный налог надо поднимать - Андрей Иванович, сегодня мэрия Благовещенска начала серьезное наступление на земельный налог... - Кадастровая оценка городских земель была сделана еще в 2002 году. С тех пор остается неизменной. Но ведь это же абсурд. Сравните сами: пять лет назад двухкомнатная квартира стоила в пределах 250 тыс. рублей, сегодня уже полтора миллиона. Этот простой пример говорит о том, что на сегодняшний день кадастровая оценка потеряла уже всякую актуальность. А мы по сей день исчисляем с нее налог на землю. По ценам 2002 года! Поэтому этот вопрос сегодня архиважный. Причем касается всех - и жителей, и предприятий всех форм собственности... Приведу еще один пример. Налог за квартиру мы платим в размере 130 рублей в год. Аналогично - за земельный участок. Я сам теперь являюсь владельцем земельного участка и за 14 соток плачу 56 рублей в год, по 4 рубля за сотку. Это нормально? Дело доходит до смешного: зачастую, чтобы собрать налоги, налоговые службы тратят больше денег на оформление и рассылку уведомлений, чем собирают налогов. Если мы увеличим налог на квартиру со 130 рублей в год до, скажем, 250, для отдельного человека эта сумма останется вполне посильной, зато прирост налоговых поступлений будет существенным. Но при условии, что будут приняты меры социальной поддержки: если, к примеру, это пенсионер, установим для него понижающий коэффициент. Допустим, 0,3, и он как платил 100 рублей, так и будет платить. - Давайте вернемся на землю... - Сегодня задача номер один - срочно провести актуализацию кадастровой оценки городских земель. Но при этом опять же обязательно предусмотреть меры социальной защиты для пенсионеров, малоимущих. Для тех, кто живет в ветхом аварийном фонде и содержит огород для пропитания. Одно дело иметь коттедж с земельным участком или дачу, другое - крупный торговый комплекс или солидный производственный объект. У нас есть примеры, когда физическое лицо имеет в собственности огромное здание и платит за него наравне со всеми - копейки. - Надо понимать так, что речь идет о дифференцированном налоге на имущество и на землю? - Именно. И это будет только справедливо. Имеешь в собственности «мегаполис» - плати больше. Сейчас мы собираем по этим налогам 20 - 25 млн. рублей. При актуализации эта сумма может вырасти до 50 миллионов. Существенная прибавка для муниципального бюджета? Сегодня этим же вопросом занялся губернатор Николай Колесов: ситуация по всем территориям области аналогична. Такую же работу будем проводить и по неналоговым отчислениям. Речь идет об аренде имущества и земли, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Сегодня мы получаем за аренду 165 миллионов. И эту цифру тоже можно смело увеличить в разы. Кстати, здесь нам есть чем похвалиться. Мы провели тотальную ревизию муниципального имущества, сдаваемого в аренду, составили полную базу данных, начали серьезную работу по взиманию долгов за аренду земельных участков, как с физических лиц, так и с юридических - за многими числилась многолетняя недоимка. В итоге добились прироста платежей на 60 - 70 процентов. - Рост доходов не самоцель, а средство: на дополнительные деньги можно что-то улучшить, что-то еще построить... На какие благие дела идут увеличившиеся доходы? - Во-первых, благоустройство. Раньше на ремонт дорог тратилось порядка 70 - 80 миллионов рублей. Но уже два года подряд на эти цели осваивается 160 - 175 миллионов. Прирост в два раза. И горожане это видят: приведены в порядок все магистральные улицы. Те же Чайковского, Октябрьская, которые долгие годы были притчей во языцех. Теперь по нашему городу можно нормально ездить. Первоочередная задача сегодняшнего дня - окраины и внутридворовые территории. Увеличение доходной части бюджета позволило закупить транспорт для автоколонны-1275. На эти деньги делаем ремонт школ и детсадов. В частности, добавили 18 миллионов на ремонт крыш всех образовательных учреждений. И таких примеров много. То есть практически все сферы нашей жизнедеятельности реально на себе это ощущают. Ведь все деньги до копейки будут потрачены на городские нужды.