Вместе с тем во многих хозяйствах остается актуальной проблема обновления комбайнового парка. Геополитическое положение Амурской области можно назвать парадоксальным. С одной стороны, капризная природа дает мало поводов для радости местному крестьянству. однако именно Приамурье примерно до середины 90-х годов прошлого века считалось оплотом сельского хозяйства, можно даже сказать, житницей всего Дальнего Востока. Примерно половина всего пахотного клина региона приходилась на нашу область. Уникальные амурские черноземы позволяли обрабатывать небывалые по местным меркам плантации, на которых выращивались зерновые и соя. При этом старожилы местного АПК уверены, что секрет успеха кроется в умении бороться за урожай на переувлажненных почвах. Предки не прогадали, сделав ставку на гусеничную технику. Она проходила там, где колесные машины застревали, а порой и плавали. Именно по этой причине долгие годы настоящим символом амурской уборочной страды слыла марка «Енисей». Красноярские комбайны с такой надписью на боку в свое время стали паровозом, вытянувшим сельское хозяйство из болота. Очередным испытанием, подтвердившим давний выбор, стали события 2003 года, когда дождливые лето и осень превратили амурские поля в непролазную кашу. Правда, непролазной она оставалась для всех, кроме комбайнов «Енисей». В период развала сельского хозяйства они не изменили в своей надежности, а многие, отходив все мыслимые и немыслимые амортизационные сроки, даже сегодня готовятся к очередной уборочной. Другой техники просто нет. Вернее, не было до последнего времени. По информации министерства АПК Приамурья, с 1990 по 2004 год машинно-тракторный парк хозяйств сократился на 70 (!) процентов, и сейчас почти половина имеющихся машин имеют стопроцентный износ. Прошлый год стал переломным в плане обновления парка техни-ки - фермеры и колхозы получили в общей сложности 43 только что сошедших с конвейеров зерноуборочных комбайна. Такое количество машин хоть и стало настоящим подспорьем в деле борьбы за урожай, однако полностью решить проблему избавления старья так и не смогло. Новых машин в хозяйствах не хватает. Как признался заместитель начальника отдела АПК Ивановского района Николай Чижов, сегодня КФХ и колхозы муниципального образования имеют на вооружении 320 комбайнов. Из них лишь около 20 можно считать новыми. Для замены остальных потребуется не менее одного миллиарда рублей. Многие фермеры, устав ожидать поблажек в виде дотаций от государства, решили покупать новую технику за собственный счет. Для большинства из них актуальным остается вопрос цены. Люди колеблются между выбором иностранного агрегата за семь миллионов рублей либо отечественного, можно сказать родного, который обойдется в три раза дешевле. Нынешний год вновь обещает глобальное оснащение местного крестьянства машинно-тракторной техникой. В областном бюджете на финансовую помощь хозяйствам в покупке комбайнов заложено 100 миллионов рублей. Поэтому раздумья будущих обладателей еще более усилились. Механик хозяйства ООО «Орион» Игорь Кравченко с техникой возится почти тридцать лет, однако только в 1984 году впервые оказался в кабине комбайна. Он вспоминает колесную «шестерку» красноярского завода как родную. Говорит, что в его ведении до сих пор «пашут» несколько подобных машин. Называть их пределом совершенства, правда, уже не пытается, ведь год назад местный парк получил обновку в виде двух новеньких Е-1200 РМ. Они очень сильно напоминают своих предшественников 90-х годов выпуска, но имеют ряд модернизаций. Особенно хорошо зарекомендовали себя наиболее важные узлы и агрегаты, такие, как жатка и молотилка. Нетрудно предположить, что фаворитом амурской нивы останется комбайн на гусеничном ходу. Переувлажненные почвы Дальнего Востока не терпят слабости в виде низкой проходимости. Привлекательности гусеничной технике в последнее время добавляют резиноармированные технологии, которые начал внедрять Красноярский завод комбайнов. Теперь комбайн еще меньше проваливается в землю, удивляя мягкостью хода. Одна из таких машин год назад досталась колхозу «Луч» в Ивановском районе. В бригаде к нему особое внимание. Этот «Енисей 958 Р» - также хорошо знакомый аграриям по своему прототипу марки «Енисей 950» («Руслан») - приобрел более мощный двигатель, резиноармированные гусеницы и ряд других конструктивных новшеств. При традиционной жаре труд комбайнера легким не назовешь. Поэтому многих приятно удивило появление кондиционеров и других электронных новшеств, помогающих сделать столь тяжелый труд комфортным. При всем этом великолепии аграрии не скрывают, что хотелось бы более форсированного развития отечественного комбайностроения. Два года назад на амурской машиноиспытательной станции прошел обкатку образец «Енисей-858», разработанный на базе «Енисея-950 («Руслана»)» специально для работы на переувлажненных почвах, где выращивают рис, сою и зерновые культуры. Помимо резиноармированных гусениц, в нем присутствуют и такие конструктивные решения, как двухбарабанный молотильный аппарат, мощный двигатель на 185 л. с., увеличенный объем бункера и улучшенная система очистки зерна. «Енисей-858» значительно превосходит по производительности рисоуборочную машину «Енисей-1200РМ». По экономической эффективности (амортизация, расход ГСМ, потери при уборке, обслуживание и ремонт) комбайн превосходит многие отечественные и импортные аналоги. В числе заявленных новшеств - гидравлический регулятор оборотов вентилятора очистки, рычаг управления оборотами двигателя. Кроме того, усовершенствованы выхлопная труба, гидросистема, мост управляемых колес. Как и положено после испытаний, конструкторы выслушали ряд замечаний от амурских хлеборобов, и ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов» учло пожелания потребителя. На выставке «Золотая осень-2006» в Москве «Е-858» получил золотую медаль и диплом I степени в номинации «уборочные машины». Многие хозяйства начали восстановление практически с нуля, а потому не стали размахиваться на слишком большие посевные площади. На малых полях стала актуальной проблема маневренности комбайнов. - Гусеничный ход хорош на большом поле, где можно развить приличную скорость и есть возможность развернуться на большом «пятачке», - честно отметил бригадир ООО «Агросоюз» Александр Байлов, показывая на резиноармированные гусеницы нового «Е-958». - На малом поле и радиус поворота должен быть меньше, поэтому у нас есть еще колесный «Руслан» или «Е-954». Два года в сборе урожая помогает засуха, поэтому «Руслан» почти не стоит, но если выдастся дождливое лето и земля раскиснет, боюсь, начнутся проблемы с его использованием. Как удалось узнать корреспонденту «АП», на красноярском заводе имеются возможности выпускать комбайны на спаренных колесах, которые уменьшают давление на почву, повышая тем самым проходимость комбайна. По словам производителей, почти все сегодняшние модели «Енисеев» похожи на конструктор, то есть возможен учет любых пожеланий заказчика. Помимо постоянного усовершенствования «родных» для амурчан семейств комбайнов «Енисей» - «Е-950» и «Е-1200», ОАО «Агромашхолдинг» активно работает над новыми моделями. В этом году начат промышленный выпуск комбайнов нового поколения «Е-960» (4-й класс), уже в этом сезоне на испытания выйдет представитель пятого класса «Е-970». Автоматизированные системы данной модели комбайна позволяют оператору контролировать весь технологический процесс, не выходя из кабины. Новые комбайны всех модификаций планируется оснастить системами автоматического копирования рельефа почвы, таким образом будет решена проблема минимальных потерь зерна при уборке. - Для оптимальной работы «Енисея-960» и «Енисея-970» на полях с невысокой урожайностью в ближайшее время будут разработаны новые жатки шириной захвата до 9 м, для прямого комбайнирования, - рассказал главный конструктор КЗК Александр Зиновьев. - При раздельном способе уборки в целях повышения качества работы планируется поставить на серийное производство платформу - подборщик шириной захвата 4 м. В серийное производство запущены жатвенные части для зерноуборочных комбайнов со шнеком увеличенного диаметра и приводом режущего аппарата Шумахер. Конструкция комбайнов «Енисей-960» и «Енисей-970» позволяет без дополнительной доработки, с минимальными регулировками использовать их для уборки технических культур. При проектировании новых узлов «Е-970» учитывается необходимость унификации и обеспечение надежности комбайна в целом. Новая трансмиссия, гидравлическая система управления жаткой, электронное управление скоростью комбайна снизят нагрузку на оператора и позволят повысить качество и производительность его труда. Кроме того, соблюдение требований к освещению рабочей зоны, контроль микроклимата, комфорт и обзорность кабины, а также более мощный, по сравнению с «Енисеем-960», двигатель обеспечат высокую конкуренто-способность и позволят уверенно конкурировать на рынке с аналогичными комбайнами иностранного производства.