«Хостел-2»: окончание следует
Не успели стихнуть восторженно-обличительные речи на тему масштабного проекта Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус», как имя самого непослушного режиссера Голливуда снова замелькало в критической прессе. Неугомонный Квентин представил публике продолжение громкого триллера «Хостел», продюсером которого он выступает уже во второй раз.
Жестокое детище уже вполне опытного режиссера Эли Рота ко второй серии ничуть не стало добрее и позитивней - напротив, любители по-настоящему трэшевого кино во всем мире с беспокойством ожидают волны запретов «Хостела-2» к показу. И неудивительно - пощады персонажам Рота ждать не приходится, таковы уж правила этой шокирующей игры. Кот без мешка На сегодняшний день серьезную конкуренцию друг другу могут составить только два проекта подобного рода - «Хостел» и «Пила». Учитывая, с каким воодушевлением и скоростью готовят свежие порции мяса с кровью соперники по жанру, Рот тоже решил ковать железо, не отвлекаясь на побочные проекты (если, конечно, не считать псевдотрейлер к вышеупомянутому «Грайндхаусу», но это уже называется хорошим тоном и законами дружбы). Тем более что отставание на сегодняшний день составляет целых две серии - четвертая «Пила» выходит на экраны предстоящей осенью, и пока что остается только гадать, какое развитие сюжета получит эта история. Эли Рот, в свою очередь, никаких замороченных интриг не создавал, делая упор скорее на жестокость и реалистичность, нежели на оригинальность. Этого от него и ждали - эффект от первой части успел пройти, поэтому зритель требовал крови, и только крови. Забегая вперед, скажу, что крови получилось не так уж много, если сравнивать фильм с каким-нибудь зомби-хоррором последних лет, но все-таки побольше, чем в предыдущей серии. Режиссер даже и не подумал привносить в идею какие бы то ни было серьезные изменения - приемчики остались те же, просто место мальчиков для битья заняли девочки, что не могло не вызвать ажиотажа среди мужской части зрительного зала. Надо заметить, что этот ход - а точнее практически стопроцентное копирование уже сделанных ходов - нисколько не раздражает. Не за то Рот любим аудиторией со времен «Лихорадки», и если бы он хоть на шаг отошел от избранной когда-то манеры кинопроизводства, собак навешали бы во много раз больше. Своеобразная, хоть и совершенно незавуалированная хитрость режиссера не могла не сработать - «Хостел-2» посмотрят все, кто когда-то принес успех прокату «Хостела», хотя бы потому, что в данном случае уверенность гораздо предпочтительнее, нежели непонятное животное в мешке. И хотя без критики, причем местами очень и очень серьезной, фильму не обойтись, он не только останется в истории продолжением одного из самых пугающих проектов Голливуда, но и непременно даст повод для дальнейшего развития оного. Золотая жила, знаете ли, редко бывает заброшена до полнейшего опустошения. Назад в Словакию Вторая часть «Хостела» во многом напоминает первую не только режиссерским подходом, но и самим сюжетом. Немного выбивающееся из общей колеи начало, в котором фигурирует единственный выживший персонаж со знаком плюс из предыдущей серии, очень быстро сменяется возвратом к сказке про белого бычка в кровавых пятнах. На этот раз в злополучную Словакию отправляются четыре молодых девицы - одна привлекательнее другой. И даже та, которую остальные считают некрасивой и забитой, на самом деле ничего - просто имидж выбрала не ахти. В стране, которая после второго «Хостела», скорее всего, более ни с чем у знающего человека ассоциироваться не будет, по крайней мере, в ближайшее время, сексуальные путешественницы банально ищут ночлег. И хотя подозрительное поведение местных жителей становится очевидным уже в первый день приезда, они, конечно же, все равно поселяются в уютной гостинице, персонал которой тесно сотрудничает с постоянно расширяющейся организацией маньяков. Да-да, тех самых, которые готовы платить очень и очень серьезные суммы за возможность пытать понравившегося туриста самыми зверскими способами. И пока героини наслаждаются бесшабашной ночной жизнью курортного городка и засматриваются на статных словацких молодцев, богатые садисты вовсю раскручивают торги на их юные жизни. Именно для этого им необходимы как сотовая, так и электронная связь - победитель получает все, проигравший ждет следующей тургруппы. Чуть позже точно такие же здоровенные парни, каким улыбаются девушки, начнут спокойно транспортировать их поодиночке к местам для жестоких развлечений «счастливчиков». Ну а что будет дальше, нетрудно представить даже тому, кто не рискнул смотреть первую часть. Слабонервным просмотр не рекомендуется и все в таком духе. Тем более что Рот не только более подробно объяснил принцип работы фирмы по доставке жертв к мучителям, но и порядком расширил инструментарий последних - что говорит о том, что прогрессу подчиняются даже самые темные стороны человеческого бытия. Единственное, что может смутить поклонников первого «Хостела» - это концовка. Для картины, полностью выдержанной в духе обреченности, жестокости и особенно безжалостности, она действительно неожиданна. Впрочем, велика вероятность того, что настоящий финал второй истории мы увидим в начале третьей. В конце концов, таким режиссерам, как Эли Рот, свойственны подобные развлечения. А даже если и не так, то в принципе, какая разница, в какой момент ложка дегтя оказывается в бочке? Ведь того, что по определению ждал зритель от «Хостела-2», в нем предостаточно: и слез ужаса, и криков боли, и неизвестности, отражающейся в холодном лезвии скальпеля. Остап Бендер говорил, что утрата веры в человечество стоит миллиона рублей. Эли Рот избавит вас от нее за гораздо меньшую сумму. Верю - не верю Запрещая показ «Хостела», европейские государства во многом поспособствовали солидным для такого кино сборам в других странах и выдали лишний козырь на руки видеопиратам. Сама идея ограждения массовой аудитории от какого-либо фильма сегодня просто смехотворна - даже если изъять все пиратские диски, проявив чудеса оперативности и затратив кучу денег, остается Интернет. Сам Тарантино, наверное, потирает руки в ожидании волны репрессий в отношении своего детища - уж ему-то прекрасно знакомы эти шалости. Конечно, это кино для взрослых с крепкими нервами, но, если честно, былого шока уже не испытываешь. «Хостел-2» во многом и интереснее, и даже беспощаднее своего предшественника, но, как известно, предупрежденный вооружен. Делают свое дело и общая предсказуемость развития сюжета, и откровенные перегибы в сторону ручьев крови, которые быстро дают зрителю понять, что перед ним - кино. В этом плане первый «Хостел» выгодно отличался от второго - хотя бы тем, что больше напоминал съемку на любительскую камеру. Новый фильм Эли Рота и богаче, и прилизаннее. Этому помогают и смазливые мордашки актрис, две из которых вообще напоминают скорее фотографии из глянцевых журналов, нежели реальных людей, и кратковременная кинопрогулка по Италии, и народные пляски перепивших пива словаков. Прибавьте сюда пару совершенно лишних персонажей - да что там пару, одна ватага беспризорников чего стоит, существующая в фильме ради одной-единственной сцены. Ну и в качестве дополнения -неуверенный в себе бизнесмен, который то и дело норовит то ли уехать домой к жене, то ли испортить корпорации маньяков весь ее налаженный бизнес. В какой-то момент ощущение реальности окончательно уступает стандартному рассматриванию интересной картинки - и тогда о каком сильном шоке может идти речь? Незаметно для себя американские режиссеры всегда очень быстро сворачивают на эту сомнительную тропинку. И не сказать, что плохо получилось, и даже любимые слова Станиславского сюда не подходят. «Хостел-2» вовсе не разочаровывает - наоборот, удачного в нем больше, чем неудачного, и местами он легко затмевает первую часть картины. Но, как это часто бывает, от одного маленького «но» остается довольно-таки серьезный осадок. Впрочем, для истинного любителя жанра серьезным он не станет. «Чего вы хотели, - как бы спрашивает Эли Рот. - Я не нарушал правил и не изменял себе». Более того, во время работы над фильмом он вообще предупредил всех и вся, что в отличие от «семейного» первого «Хостела» второй, по его мнению, получился куда более мрачным и угрюмым. Назвать семейной эту мясорубку просто не поворачивается язык, но в целом-то прав режиссер - уровень жестокости основательно вырос. Но это скорее заслуга зрителей, оставшихся недовольными довольно-таки долгой раскачкой сюжета в первой части. Так или иначе, но коммерческому режиссеру всегда приходится считаться со зрительскими пожеланиями - и с продюсерскими тоже. Поэтому, когда в очередной раз будете отворачиваться от экрана, не в силах наблюдать за страданиями невинной жертвы, вспомните, что это всего лишь кино. Спокойнее на душе будет.