В том числе: 6 гимназий, 3 лицея, прогимназия, 4 детских сада-школы, 7 школ с углубленным изучением различных предметов. Сегодня современная система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных учреждений, которые оказывают разнообразные услуги с учетом потребностей семьи и общества. В области развиваются 103 дополнительных образовательных учреждения с приоритетами одного или нескольких направлений. Обновляется содержание дошкольного образования через реализацию комплексных программ «нового поколения»: «Детство», «Развитие», «Радуга». Особое внимание уделяется укреплению физического и психического здоровья дошкольников, внедрению в практику дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. Одна из основных задач дошкольного образования -сохранение сети дополнительных образовательных учреждений. Дошкольным образованием охвачено 30845 детей, что составляет 50,7% от общего числа дошкольников. Школы В целях достижения нового современного качества образования совершенствуется его структура и содержание. С поэтапным переходом на Базисный учебный план (БУП-2004) в общеобразовательных учреждениях области расширилась сеть профильных классов. БУП-2004 обеспечил широкий набор элективных предметов и курсов, профильный статус классов, усилил практическую направленность образования. В режиме нового базисного учебного плана в 2006 - 2007 учебном году работали 322 школы, в 2007 -2008 учебном году планируется 387. Русский язык становится обязательным предметом изучения в старшей школе. На раннем этапе обучения, в начальной школе изучают иностранный язык и информатику. В учебные планы общеобразовательных учреждений сверх программ введены граждановедение, экономика, право, психология, МХК, второй иностранный язык, ритмика (как третий час физической культуры). Ведется около 2000 различных факультативов. Однако в сельских школах углубленное изучение предметов ведется только в Бурейском, Ивановском, Магдагачинском, Ромненском и Тамбовском районах. Одна из причин - отсутствие специалистов. Одним из элементов формирующейся системы оценки качества образования является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Второй год выпускники общеобразовательных учреждений области сдают единый государственный экзамен на добровольной основе. В 2007 году вдвое больше выпускников школ сдавали русский язык (2006 год - 4030 выпускников, 2007 год - 7905) и впервые - 1190 человек сдали географию по материалам и в форме ЕГЭ. В 2008 году в форме ЕГЭ планируется сдача 6 предметов, а с 2009 - в «штатном режиме» 13 предметов. В 2007 году 1750 выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 17 территорий области (21% от общего их количества) впервые участвовали в эксперименте по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации в условиях введения независимой системы оценки качества образования. Эта форма предполагает решение проблемы преемственности в проведении государственной (итоговой) аттестации в 11-х (12) классах в форме ЕГЭ. Модернизация Для внедрения механизма рациональных затрат на образование в муниципальных образованиях и создания предпосылок для решения комплекса мероприятий по модернизации регионального образования муниципальными органами управления образованием предусмотрены мероприятия по реструктуризации образовательной сети, которыми планируется реорганизация образовательных учреждений путем их присоединения и слияния, изменения статуса образовательного учреждения, создания социокультурных центров, базовых, опорных школ, школ-ступеней, ресурсных центров. В образовательных учреждениях области отрабатываются модели межсетевой и внутришкольной профилизации старшей школы. 7294 старшеклассника занимаются в 340 профильных классах (юридические, гуманитарные, военно-патриотические, медицинские, педагогические, физико-математические, естественно-научные, технические и др.). Укрепляется взаимодействие профильных классов с учреждениями высшего, среднего, начального профессионального образования и предприятиями на основе договоров. При сотрудничестве с БГПУ в муниципальных образованиях области функционируют педагогические классы, с АмГУ - классы учебного округа. В Зее открыт специализированный экономический класс на основании договора с Благовещенским финансово-экономическим колледжем. МОУ гимназия N 1 в Благовещенске заключила договор с Росбанком на дальнейшее сотрудничество, МОУ СОШ N 1 и МОУ гимназия N 8 в Райчихинске - с МЧС и ОВД. Одной из самых массовых и значимых форм работы с одаренными детьми является олимпиада по общеобразовательным предметам, в которой ежегодно участвуют около 40000 школьников. Для проведения областной олимпиады используется ресурсная база высших учебных заведений (БГПУ, АмГУ, ДальГАУ). Увеличивается количество общеобразовательных предметов. В 2007 году олимпиада проводилась по 13 предметам (2006 год - 10 предметов). Одним из показателей качества образования является совершенствование процесса информатизации школьного образования, создание единого образовательного информационного пространства области. На сегодняшний день все школы области оснащены компьютерами, в каждой второй школе оборудован современный мультимедийный компьютерный класс. Соотношение числа компьютеров к количеству учащихся образовательных учреждений области составляет 1:20 (средний показатель по России - 1:40). В настоящее время около 200 образовательных учреждений области имеют выход в Интернет. Подключение всех общеобразовательных учреждений России к Интернету до конца 2007 года означает переход на новый этап в развитии дистанционного образования. Сегодня определенный опыт деятельности в этой сфере имеется в городах Благовещенске, Райчихинске, Белогорске, Свободном и Белогорском районе. Экспериментальные площадки Качество образовательного пространства зависит и от создания условий для развития опытно-экспериментальной деятельности. В области реализуется 5 исследовательских экспериментальных тем в режиме федерального эксперимента по следующим проблемам: совершенствования структуры и содержания общего образования; международных исследований оценки качества общего образования (PISA, PIRLS, SITES), межсетевого взаимодействия субъектов образовательной среды на основе компьютерно-опосредованных коммуникаций в условиях профилизации сельской школы. Функционируют 38 областных экспериментальных площадок по различным направлениям исследовательской деятельности. Общеобразовательные учреждения (44), победившие в конкурсе общеобразовательных учреждений (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»), внедряющих инновационные образовательные программы, стали опорными школами, ресурсными центрами. На базе МОУ СОШ N 22 в Благовещенске создан центр психолого-педагогического консультирования в области здоровье-сбережения «Инсайт», МОУ СОШ N 14 в Благовещенске - международный центр «Диалог культур». Дополнительное образование Важнейшей характеристикой современной системы дополнительного образования является ее интеграция с общим образованием в единое образовательное пространство. В учреждениях дополнительного образования осуществляются профильное обучение и предпрофильная подготовка старшеклассников, где учащимся предоставляется на выбор до 30 разных профессий. При областном эколого-биологическом центре создана малая сельскохозяйственная академия старшеклассников, выпускники которой успешно поступают на целевые места в Дальневосточный государственный аграрный университет. Педагоги Для перспективного обеспечения образовательных учреждений педагогами с высшим профессиональным образованием ежегодно выпускники педагогических классов направляются в БГПУ для обучения в рамках целевой подготовки специалистов. За последних 2 года в рамках целевой подготовки специалистов в БГПУ зачислено 347 выпускников педагогических классов общеобразовательных учреждений области, от общего количества учителей общеобразовательных учреждений области имеют высшее профессиональное образование 77,2%. Педагоги области - активные участники аттестации педагогических работников. 75,4% педагогических работников аттестованы, в том числе 8,8% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 38,3% - первую, 28,3% - вторую. 148 учителей общеобразовательных учреждений области явились победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В результате дифференцированного подхода к обучению, внедрения современных информационных технологий, сочетания школьных и вузовских технологий стабильной остается успеваемость, которая составляет 99,1% (2006 год - 98,5%) , качество знаний повысилось до 40,6% (2006 - 40,0%). В 2007 году с золотой медалью окончили школу 146 учащихся (2006 - 105), серебряной - 348 (2006 - 384). Анкетирование родительской общественности показало, что 74% родителей удовлетворены качеством обучения школьников. Одной из главных проблем в обеспечении общедоступного качественного образования является ежегодная потребность образовательных учреждений области в педагогических кадрах, которая составляет в среднем более 450 человек. В результате объективных и субъективных причин ежегодно более 70 молодых специалистов не закрепляются по месту распределения. Основными причинами выбытия молодых специалистов являются низкая заработная плата, отсутствие регулярного транспортного сообщения между селами и районным центром, хороших жилищных условий, дошкольных образовательных учреждений в селах, небольшая учебная нагрузка (особенно по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, информатика, иностранный язык) и др. Общеобразовательные учреждения нуждаются в учителях иностранного языка, русского языка и литературы, истории, физической культуры, математики, музыки и др.