В настоящее время в органах образования на учете состоит 4663 неблагополучных семьи, где родители уклоняются от выполнения обязанностей. В данных семьях воспитывается 8613 детей. Следует отметить, что российское законодательство исходит из приоритетности семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. К ним можно отнести следующие возможные варианты: сохранение ребенка в родной семье, возвращение в семью, усыновление, передача на воспитание в семью (опека-попечительство, приемная семья, семейный детский дом), передача в учреждение интернатного типа. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка - найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм семейного воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Сегодня можно с уверенностью сказать, что социальная адаптация у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в семью, проходит более успешно, чем у ребенка, помещенного в учреждение. Ведущей формой семейного устройства детей-сирот в Амурской области по-прежнему остается передача под опеку, в 2006 году в области было 3080 опекаемых детей. В последнее время на территории области стал развиваться институт приемной семьи, 279 детей воспитываются в 82 семьях, в 2000 г. таких семей было 2, а в 2006 г. эта цифра увеличилась уже до 51. В 2007 году планируется охватить различными формами семейного устройства более тысячи детей. Стратегическая наша задача, и, я думаю, с этим трудно спорить, - каждого ребенка сделать счастливым. Но мы должны быть уверенными, что дети попадут в хорошую семью. Для этого активно создаются школы по подготовке приемных родителей, которые наиболее успешно действуют в Благовещенске, Свободном, Белогорске, Тынде, Зее и др. Планируется создание на базе детских домов и школ-интернатов трех уполномоченных учреждений по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание. Тем не менее, отмечая положительные моменты в решении задач устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, необходимо сказать, что детские дома, конечно, останутся, как и школы-интернаты, и наша забота состоит в том, чтобы они были малокомплектные, чтобы там были условия, максимально приближенные к домашним.