Первое - степень таланта. Второе - артист должен быть личностью. И третье - обаяние и теплота его искусства. Эдита Станиславовна Пьеха считает свою жизнь нелегкой. И это не преувеличение. Ее жизнь и впрямь легкой не назовешь, хотя нельзя сказать, что ей не везло. Сегодня Пьеха кажется баловнем судьбы, который скользил всю жизнь по гладкой дорожке успеха и никогда не падал. Но так было не всегда. Родилась она перед войной. Родители поляки работали на угольных шахтах на севере Франции. Пережила немецкую оккупацию. В четыре года потеряла отца, затем брата. После войны жила в Польше с матерью и отчимом. Чтобы не умереть с голода, мать вышла за него замуж. Эдита чувствовала себя лишней в семье, т. к. большую часть внимания в семье уделяли ее младшему сводному брату. Окончив с отличием педагогический лицей, Эдита Пьеха по путевке польского землячества приезжает в Ленинград, где поступает на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. До 1970 года она считалась гражданкой другой страны и периодически отмечалась в ОВИРе как иностранка. Эдита не собиралась становиться певицей: но, обладая красивым мелодичным голосом, очень любила петь. В институте она сразу же стала принимать участие в концертах польского землячества и пела самые разные песни на польском, французском, эстонском, немецкой и, конечно, русском языке. Студенческий ансамбль «Дружба», имя которому из-за его многонационального межвузовского состава Пьеха придумала на праздничном концерте ко Дню 8 Марта, за несколько месяцев стал очень популярным. Запись ее первой песни «Червонного автобуса» передавали по радио чуть ли не каждый день, но официальное признание пришло к ней в 1957 году, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. «Дружба» имела ошеломляющий успех: первая победа, первые афиши, записи на радио и ТВ. Пьеха справедливо считает, что руководитель ансамбля Александр Броневицкий открыл ее, и всем она обязана ему. Он был груб и резок с ней на репетициях, оттачивал ее мастерство. Пьеха открывала для себя то, что артистка должна быть красивой, все делать красиво, училась даже ходить по сцене. Она предельно откровенно рассказывает причину разрыва с ним. «Мы были вместе 20 лет с 1956. И так работали до 1976 года. Я предложила ему поменять афишу наших выступлений на новую: «Александр Броневицкий, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», на что он категорически не соглашался. Мне надоело быть просто Эдитой Пьехой. Мы расстались. Я стартовала на сцене самостоятельно. Его финал был очень печальным. Он женился на молодой певице Романовской, намного младше себя. Это была его ошибка (как и моя, что я ушла от него). Еще одну Пьеху вылепить ему не удалось. Звезды сходятся только один раз. То, что я стала Эдитой Пьехой, заслуга Броневицкого. Я помню только хорошее. Броневицкий умер от сердечного приступа в гостиничном номере с телефоном в руках. Его молодая жена закрыла его и ушла в гости, а ему стало плохо. Это случилось в 1988 году. Наша дочь Илона воздвигла ему памятник из черного гранита. Я сейчас много делаю в память о нем. Он заслужил, чтобы ему сегодня пели те дифирамбы, которых не услышал при жизни. Я трижды была замужем. Думала, что смогу любить другого. Нет, после Броневицкого нельзя было любить кого-то. Я придумывала себе влюбленности и тем самым сократила жизнь дорогого человека», - говорит певица. Особая тема в жизни каждого артиста - поклонники. Удивительно, но дипломной работой в университете Эдита Пьеха выбрала тему «Взаимоотношения артиста со зрителями» и с успехом защитила ее. До сих пор летом и зимой у актерских подъездов театров и концертных залов ее встречают знакомые лица верных поклонников. «Моя гвардия» - называет их Эдита Станиславовна. Они действительно, как почетный эскорт, встречают и провожают ее на вокзалы, в аэропорт. Готовы помочь в любую минуту: дозвониться до кого-то, отвезти куда-то афиши или приглашения, встретить важных гостей. Среди них есть медсестры и врачи, юристы и менеджеры, юные студентки и седовласые пенсионеры. У некоторых «стаж» исчисляется десятилетиями, они жили и совершенствовали свою жизнь под влиянием ее творчества. На концерты уже «приходят внуки тех, кто знал девчонкою певицу» - поет она в одной из своих песен. Всегда бывают те, кто приезжает издалека: из Украины, Сибири и Дальнего Востока. Эдита Станиславовна искренне любит людей. Всяких, независимо от признания их заслуг и достоинств. Она не злословит и не сплетничает о ком-либо. Ей всегда сопутствуют признание и симпатии многих известных личностей. От президентов до коллег-артистов, российских и зарубежных. Правда, она никогда не придает никакого значения ни симпатиям, ни комплиментам. Я не считаю себя большим поклонником Эдиты Пьехи, на эстраде я преклоняюсь только перед талантом Аллы Баяновой, Нины Дорды, с которыми имею счастье дружить, но после моего знакомства и недолгого общения с Пьехой в Москве я в плену от мощного обаяния ее личности. Она «иностранка» в самом лучшем смысле этого слова, полувековая жизнь в России, западный менталитет и культура, она ревностная католичка. Пьеха прекрасна собой, умна и элегантна, во всех ситуациях остается истинной женщиной. Пьеха относится к числу тех редких певиц, искусство которых никогда не выходит из моды и не стареет, как и сама певица. Она и 40 лет назад, и сейчас находится в самом расцвете своего творчества. В дни юбилея великой певицы хочется пожелать ей радостного творчества, новых песен и преданных поклонников.