Глубину смысла философской концепции выставок оценил наш корреспондент. Две новых экспозиции разместились в отремонтированных залах областного краеведческого музея с блестящим от лака полом и новыми евроокнами. На открытие собралось не так много зрителей. Однако это не помешало мероприятию пройти в весьма теплой, дружественной обстановке. Гости чувствовали себя настолько комфортно, что называли собравшихся то братьями и сестрами, а то и вовсе товарищами. - Уважаемые товарищи, - обратился к собравшимся на открытие экспозиции православного искусства министр культуры и архивного дела Алексей Помалейко. - Вы видите, что эта выставка открылась в новых отреставрированных залах. Пользуясь случаем я бы хотел сказать спасибо и губернатору, который с пониманием относится к проблемам реставрации нашего исторического здания. Открытие выставок было совмещенным. Представители мэрии Благовещенска и администрации области выстроились в ряд с представителями духовенства, музея и художником. - Дорогие устроители выставки, дорогие братья и сестры, уважаемые гости города и области, - заявил, смотря на собравшихся и в объективы телекамер, секретарь Благовещенской и Тындинской епархии отец Олег Волочай. - Очень отрадно, что этот юбилейный год памяти святителя Иннокентия остался незамеченным в духовной и культурной жизни нашего города и области. Благодаря духовной прозорливости святителя мы с вами сейчас живем в городе и области, которые суть являются духовным форпостом России на дальних рубежах, форпостом православия. - Сегодня в этом зале происходит событие, которое должно отразиться в сердцах всех наших горожан и гостей. Потому что святитель Иннокентий, которому посвящена эта выставка, дал название и благословил наш город, - обратился к присутствующим начальник городского управления культуры Александр Дворников. - И сегодня, видя эту выставку, поневоле ощущаешь гордость за тех наших предков, которые жили на этой земле. За то, что они нам оставили такие уникальные произведения искусства, которыми мы сегодня можем гордиться. И поэтому, Елена Ивановна (Елена Пастухова, директор музея - авт.), позвольте вас поблагодарить за то удивительное действо, которое вы сегодня для нас устроили. К открытию экспозиции, посвященной 210-летию со дня рождения и тридцатилетию с момента канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), музейщики готовились почти год. Вынашивали идею, подбирали экспонаты. Часть передала Благовещенская епархия, которая выступала в качестве второго организатора выставки, часть достали из фондов музея. - Поскольку выставка называется «Рождение святости: из тленного в нетленность», нам хотелось, хотя бы штрихами, представить жизненный путь святителя. Но не так, как мы привыкли это делать. Мы пошли не по принципу документальности. Есть особый вид икон, житийные иконы, в которых в центральной части помещается изображение святого, а на клеймах, расположенных по периметру, - изображения жизни святого. И мы, готовя стеклопакеты, старались придерживаться этого принципа, - рассказала «АП» научный руководитель выставки, старший научный сотрудник музея Ирина Ермацанс. Поскольку открытие выставок было совмещенным, на церемонии автору соседней экспозиции икон Александру Гассану в официальной части было уделено меньше внимания, чем личности святителя Иннокентия. Однако недостаток внимания чиновников компенсировал интерес журналистов к художнику. Как подчеркнула директор краеведческого музея имени Г. С. Новикова-Даурского Елена Пастухова, «мы впервые упросили Александра Георгиевича представить свои работы за многие последние годы». Приглашение совпало с 25-летием творческого пути иконописца. Первую икону он написал в 1982 году, когда работал художником-оформителем. - В то время я был таким антикоммунистом. Неуютным элементом для властей. Тогда даже статья была за пособничество церкви. - А не страшно было иконы писать? - Ну не то чтобы страшно. Но в то время у меня была такая позиция. И вот так постепенно я вышел на этот путь. В экспозицию вошло 33 работы, выполненных в соответствии с каноном Русской православной церкви. Одна из любимых икон мастера - список с работы преподобного Андрея Рублева «Ветхозаветная Троица». - Есть хороший сборник «Святая троица». Эту икону писали все художники во все времена, и, несмотря на это, все иконы разные. У каждого художника свой стиль. Давайте возьмем общеизвестную песню и пять исполнителей. И каждый ее исполнит по-своему, - уверен Александр Гассан. - Может быть, стоит посмотреть на иконы не просто как на изображения, а подумать о том, что эти люди жили так же, как и мы. Они так же ходили по земле, переживали, у каждого был свой жизненный путь, который привел их к духовному совершенству, - сказала Ирина Ермацанс.