Родителей детей с ограниченными возможностями просят «добровольно» забрать документы. С этого учебного года их планируют собрать в одной из школ Тынды. Не совсем обычное нововведение в местной системе образования стало причиной тревог и непонимания для многих родителей и учеников, чье школьное будущее оказалось под вопросом. И, несмотря на обещания представителей тындинского управления образования, что грядущие перемены будут детям-инвалидам во благо, заместитель министра образования и науки Амурской области Елена Ковальская отмечает, что закон не позволяет переводить учеников из одной школы в другую без их согласия. А вопрос о том, смогут ли дети обучаться в привычных условиях, так и остался открытым. Ситуацию комментирует начальник управления образования администрации Тынды Светлана Хомякова. - В системе образования Тынды на особом контроле находятся дети с ограниченными возможностями. Обучение и воспитание таких детей осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом Амурской области «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области». За последние пять лет количество детей-инвалидов в северной столице БАМа удвоилось. По итогам 2006 - 2007 учебного года в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Тынды было организовано воспитание и обучение 69 детей. Детям-инвалидам предоставляется место в дошкольном учреждении вне очереди, родители освобождаются от оплаты за пребывание ребенка в ДОУ. В 2006 - 2007 учебном году на дому обучалось 28 детей, из них 20 - дети-инвалиды. Кроме того, таким детям предоставляются возможности для получения бесплатного дополнительного образования на базе Центра детского творчества; при гимназии № 1 организована игровая комната для детей-инвалидов. Во всех образовательных учреждениях действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, главной задачей которых является ранняя диагностика и организация своевременной коррекционной психолого-педагогической помощи. Детская инвалидность - тема очень деликатная, информация об инвалидности ребенка носит конфиденциальный характер. Родители в большинстве случаев сообщают о проблемах здоровья детей для получения определенных льгот, а также при необходимости особых условий обучения. Изменения, произошедшие в образовании Тынды, продиктованы требованием времени. Сегодня может «выжить» только большая школа. Решение объединить на базе одной из школ детей, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому, предполагает создание более благоприятных условий для их обучения и воспитания. Так, в МОУ СОШ N 2 организовано обучение в одну смену; средняя наполняемость классов составляет 24 учащихся. Каждый ребенок-инвалид, обучающийся на дому, закреплен за классным коллективом, он может принимать участие во внеурочной деятельности, посещать отдельные уроки вместе с классом, интегрируясь в здоровую детскую среду. Следует также отметить, что среди обучающихся на дому детей-инвалидов не все могут освоить общеобразовательную программу. В городской системе образования не предусмотрены специальные коррекционные образовательные учреждения. Учитывая пожелания родителей, общеобразовательная школа берет на себя повышенную ответственность за обучение детей с речевыми дефектами, с умственной отсталостью, слабовидящими и слабослышащими. Обучение больных детей требует специальной подготовки педагогов, специального материально-технического оснащения. Более реально создавать такую ба-зу в одном образовательном учреждении, а также осуществлять целенаправленную переподготовку педагогических кадров и контроль качества обучения. Законом допускается осуществление воспитания и обучения детей-инвалидов родителями самостоятельно при наличии у них педагогического образования, в этом случае государством компенсируются затраты в части выплаты заработной платы. В 2007 - 2008 учебном году управлением образования будет продолжена работа по совершенствованию организации обучения детей-инвалидов, которая имеет свою специфику. Общеобразовательные учреждения открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными ведомствами, частными лицами, которые могут оказать действенную помощь в организации обучения и воспитания детей-инвалидов. Светлана Хомякова, начальник управления образования администрации Тынды. ОТ РЕДАКЦИИ Прокомментировать ситуацию мы также попросили начальника отдела общего образования министерства образования Амурской области Людмилу Гублину. - Для детей-инвалидов в худшую сторону ничего не поменяется, - говорит Людмила Александровна. - Просто родители плохо информированы о своих правах, а руководители школ им, видимо, ничего толком не разъяснили. Школа в Тынде, куда предложено перевестись детям-инвалидам, - наиболее крупная в этом городе, где сконцентрированы ресурсы и материальные, и кадровые. Эта школа имеет больше возможностей профессионально заниматься с детьми с ограниченными возможностями. Проблема интеграции детей-инвалидов в здоровую среду сегодня в нашем обществе стоит очень остро. Они же изолированы от общества! В Тынде же как раз и пробуют сделать шаг к решению этой проблемы. Если родители хотят, чтобы с их ребенком продолжал заниматься тот же учитель, что и в прежней школе, никто этого не запрещает. Это все понятно - ребенок психологически привык к определенному учителю. Родители должны написать в муниципальный орган управления образования заявление о том, что просят обучение их детей на дому сохранить за таким-то педагогом. И этот учитель, продолжая работу в своей школе, будет получать доплату за часы домашнего обучения ребенка-инвалида в школе, за которой закреплены дети-инвалиды.
Дети-инвалиды - тема деликатная
ОбществоВ «АП» за 4 сентября была опубликована статья «Тындинские школы-миллионеры выгоняют инвалидов». Журналист Павел Козменчук рассказал о том, как престижные школы города отказываются учить школьников, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.
Фото: Архив
Амурская правда
от 12.09.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии