В боевике Александра Галибина «40», сделанном, по признанию режиссера, в традициях советского кино, которое он очень любит, герой погибает, обезвреживая террориста и спасая ценой своей жизни пассажиров аэроэкспресса. «Он, она и я» Константина Худякова представляет одним из главных героев умирающего в частной клинике олигарха, который успевает оставить в наследство соседу по палате молодую любовницу. Дебютный фильм «Я остаюсь» молодого режиссера Карена Оганесяна - вообще запредельная история о группе коматозников, уже не принадлежащих этому миру, но еще не принятых в мир иной. Картина Владимира Фокина «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» также посвящена самому трагическому моменту жизни человека. Насколько сложно было прикасаться к этой теме? Можно ли считать интерес кинематографа к экзистенциальным темам велением времени? На эти вопросы режиссер ответил на пресс-конференции во вторник. - Кто-то из древних мудрецов сказал, что если человек прожил день и ни разу не подумал о смерти, то день был прожит зря, - говорит Владимир Фокин. - Среди той вакханалии, которая гуляет по стране последние 15 - 20 лет, произошла рокировка ценностей. То, что считалось стыдным, объявляется высшей доблестью, а достоинство подвергается осмеянию. Но должен же наступить момент отрезвления и понимания, что не мы первые пришли в этот мир и не мы первые его осваиваем. Люди начинают задумываться о главном, в том числе и о вечном. Я был бы рад, если бы в нашем кино появилось больше художественно выраженных размышлений на животрепещущие и важные для человека темы. Не менее важные для нас, чем для людей античности или эпохи Ренессанса. Но каждое новое поколение по-своему осваивает и проживает историю. Владимир Фокин признался, что приложил максимум усилий, чтобы история не стала мрачной и тяжеловесной: «Я постарался сделать ее максимально оптимистичной, поскольку мне это присуще. И этот оптимизм я пытался вырастить в персонаже». Фильм снят по повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны». Главную роль в нем сыграл Александр Абдулов. Это история о человеке, который талантливо жил и решил талантливо умереть. И кроме того, это история об эмигрантах, которые на родине не жили, а мечтали о свободе, а на свободе вспоминают о прежней жизни. - Проблема эмиграции для меня невероятно болезненна, потому что на этом исходе я потерял огромное количество друзей и родственников, - говорит режиссер. - Я потерял любимого брата, который живет в Австралии непонятно зачем и тоже страдает. Расколотая душа - невероятно болезненная штука. Ностальгия присуща не всем народам - европейцы, например, очень космополитичны и комфортно себя чувствуют везде. Говорят, что наиболее всего подвержены ностальгии китайцы и русские. Вычитал у Гумилева, что русский народ - единственный, чья национальная принадлежность определяется именем не существительным, а прилагательным. То есть русские те, кто ощущает себя частью русской культуры, независимо от этнической принадлежности. Отвечая на вопрос, правильно ли впечатление, что героиня фильма стилизована под Улицкую, а герой, которого играет Александр Абдулов, под Иосифа Бродского, Владимир Фокин заметил: - Это персонажи совокупные. Хотя у главного героя был прототип - художник-эмигрант Виталий Длуги, первый муж Улицкой. Цели создать портреты конкретных людей я не ставил. Но эти люди где-то рядом - например, строчка «Ниоткуда с любовью» взята из стихотворения Бродского. - Видела ли Улицкая ваш фильм? - Людмила Улицкая находилась в родственных отношениях с автором сценария и продюсером. И случилось так, что они крепко поссорились. Когда я пытался ее искать, чтобы обсудить с ней некоторые моменты в материале, которые я не мог поменять, не поговорив с автором исходного текста, она сказала, что не хочет иметь ничего общего с этой работой, и попросила понять ее правильно. Поэтому я в дикой ситуации - не знаю точку зрения автора на фильм. Владимир Фокин отметил, что очень большое значение он придает созданию актерского ансамбля: - Это всегда головная боль, и даже приводит к отказам очень хорошим актерам, которые хотели бы сниматься. Потому что именно по ансамблевым соображениям делается окончательный выбор. В данном случае я очень доволен актерами. Журналистов заинтересовало, кто играл в фильме женские роли - актрисы наши или американские? - Это нащи актрисы. Анна Алексахина и Елена Руфанова - актрисы театра из Санкт-Петербурга, Полина Фокина - московская актриса, моя дочь, девочку Тишот играет дочка Евгения Дворжецкого, Лия Ахеджакова тоже не американская актриса, это понятно, - пояснил Владимир Фокин. И не стал скрывать эмоций: - Ненавижу это выражение - медийные лица. Как-то нарвался на «Фабрику звезд» - два месяца - и ты «звезда», даже не артист. А прекрасные актрисы, украшение русской актерской школы, которые способны играть так и такое - про них наши люди театра и кино спрашивают, не американские ли они. Это спасибо еще, что у меня продюсер такой - позволяет приглашать в фильм не медийных, а талантливых. В прессе началась истерия журналистов по поводу того, что происходит с Абдуловым в жизни и в вашем фильме. - Каждый актер в своей жизни десятки раз играл и больных людей, и умирающих, и даже умерших, - прокомментировал ситуацию режиссер. - Поэтому ни к кому ничего от ролей не прилипает. Картина была закончена давно, она лежит без движения с марта. Связывать личную жизнь актера с жизнью его экранного персонажа - неэтично и нетактично. Ответив на вопросы, Владимир Фокин поделился творческими планами: - Есть замысел, который может вырасти в замечательное кино. Три года веду переговоры, но пока безрезультатно. Меня занимает история Харбина. Это же потрясающие страницы русской истории! Прочел множество мемуаров. Интересно, что потомки харбинцев, живущие в Австралии, сохраняют русский язык, который нам неведом. Мы умиляемся: русские, построившие на пустом месте огромный город, - благороднейшие люди, миссионеры, давшие жизнь глухой китайской провинции. Я и был шокирован, когда прочел книжку китайских ученых об этом же периоде: империалистическая политика России, экспансия, насаждение чуждой китайскому народу культуры. Я понял, что рассчитывать на производство совместного фильма на эту тему не придется

Возрастная категория материалов: 18+