Коллектив, в котором все партии, в том числе и женские, танцуют исключительно мужчины, выступил в Благовещенске впервые. К сожалению, увидеть, как танцовщики исполняют женские партии, благовещенцам не удалось - мужской балет показал лишь первое отделение спектакля «Мужчина и...». Там артисты танцевали как мужчины. Вместо второго, пародийного отделения, где представители сильного пола усиливали грим и надевали воздушные пачки, зрителям предложили не менее интересную творческую встречу с руководителем балета и талантливым танцовщиком Валерием Михайловским. Во время беседы с залом Валерий ответил и на вопросы журналиста «АП». Мужчина и ритм, мужчина и религия, мужчина и эмоции, мужчина и алкоголь, мужчина и женщина - этот спектр взимодействия мужчины с миром, выраженный языком пластики, и лег в основу спектакля «Мужчина и...». Эмоционально принял зал номер «Танго», когда зрителю видны лишь ноги артистов от каблуков до колен. Несколько пар ног в штиблетах и туфлях на шпильках танцуют танго. При этом понятно, что танцующие пары испытывают разные эмоции - кто-то стесняется и побаивается партнерши, кто-то парит на крыльях любви, а кто-то охвачен вихрем роковой страсти. И мы забываем, наблюдая это разнообразие чувств, что перед нами всего лишь ноги. Сам Валерий Михайловский, как злой демон представления, одним мановением трости менял декорации и задавал новые темы для пластических импровизаций. Его танцовщики, каждый из которых сохранял в танце индивидуальный образ, пластикой тела, движениями и мимикой передавали состояние религиозного экстаза и алкогольной эйфории, радость встречи и желание показать себя. Интересным показался и номер «Метро», когда люди, едущие в вагоне подземки, только на первый взгляд движутся в одном ритме, но на самом деле в каждом звучат и ведут его по жизни его собственные ритмы и мелодии. - Когда у меня появилась возможность создать труппу, я долго думал, какой же коллектив должен появиться, - рассказал Валерий Михайловский. - Не хотелось, чтобы он был похож на другие. Если делаешь что-то свое - оно должно быть индивидуально и интересно зрителям. И когда я начал думать, кто же будет работать в труппе, почему-то подобрался очень хороший мужской состав. С балеринами оказалось сложнее - я не мог срывать женщин с насиженных мест, потому что не знал, что у нас получится. И я подумал: а почему бы не сделать мужской балет, раз так все складывается? Мужской балет Валерия Михайловского в Санкт-Петербурге возник в 1992 году. В газетах появились рецензии под заголовками «Революция в балете». Революционностью Михайловского критики назвали то, что он обул мужчин в пуанты - в классическом балете это удел лишь женщин, мужчины, как правило, на пальцах не танцуют. - Очень тяжело было все это создавать, - признался руководитель мужского балета. - Мужчин никто не учит танцевать на пальцах. Нам пришлось эту технику осваивать, и это было настолько тяжело, что до сих пор забыть невозможно. Хотя бы потому, что не существует пуантов 43-го или 44-го размера - у женщин таких ног не бывает. Пока мы не наладили их производство, мы брали пуанты 38-го размера, обрезали пятку, удлиняли стопу и пришивали назад. Ноги мы стирали в кровь, а с пяток снимали скальпы. Эти туфли должны быть на полтора - два размера меньше, чем нога. Когда балерины жаловались: я так намяла ноги - я думал, ну что там можно намять? Я никогда бы не узнал, как это больно, если бы сам не попробовал. Но результат превзошел все ожидания. О Валерии Михайловском балерина Майя Плисецкая как-то сказала: «Я танцую «лебедя» Сен-Санса лучше всех, но Михайловский лучше меня...» Труппа быстро обрела популярность, она объехала с гастролями всю страну - от Калининграда до Владивостока, а также весь мир - мужской балет выступил на всех континентах, за исключением Австралии. Состав коллектива - 8 человек. - Труппа создана специально для гастролей, поэтому она изначально небольшая, - пояснил Михайловский. - Я сразу решил, что мы будем небольшим составом танцевать полные спектакли. Гастроли дорого обходятся. Часто после спектаклей нам задают вопрос: а почему не все вышли на поклон? У зрителей остается ощущение, что танцевало так много артистов, а на поклоне всего восемь. - Разница во времени между столицей и нашим городом - шесть часов, как вам удалось сохранить такую прекрасную форму? - Есть слово «нужно». Нужно мобилизоваться и на время забыть о том, как ты себя чувствуешь, где у тебя что болит. Шаг на сцену для настоящего артиста должен быть гранью, за которой попадаешь в другую атмосферу, и должен делать свое дело так, чтобы это было профессионально, достойно и красиво. Я дружу с Валерием Леонтьевым. Он однажды мне сказал: «Слушай, у тебя каторжная работа. Если у меня иногда случается что-то с голосом, я могу выйти под фонограмму. А тебе же нельзя». Потом он немного подумал и добавил: «Слушай, закажи голограмму, сиди дома, и пусть она танцует». Но это шутка, конечно. Хочу сказать, что профессия артиста балета безумно сложная и неблагодарная. - В каком городе вы наиболее комфортно себя чувствуете? - Мы невероятно много гастролируем. У меня был случай - я проснулся ночью в гостинице и не мог понять, в каком же я городе нахожусь. Начал срочно листать справочник: знаете, в гостиничных номерах всегда такие лежат - чтобы понять, где я. Да, всякое бывает. А вообще приезжаешь в город, в котором даже никогда и не был - неважно в какой, приходишь в театр, и по тому, как вежливо тебя встречают дежурные, насколько обходителен обслуживающий персонал, да еще после теплого приема публики, думаешь: «Ах, как я люблю этот город, да это же лучший город в мире!» Мы немного осмотрели Благовещенск, нам он понравился, понравилась атмосфера кинофорума. Нам здесь комфортно. Вчера Валерий Михайловский выходил на сцену в антрепризном спектакле «Прыжок в свободу», поставленном по автобиографии Рудольфа Нуриева, звезды советского балета, в 1990-х годах оставшегося в Париже на правах невозвращенца. - Я преклоняюсь перед талантом Рудольфа Нуриева, - говорит Валерий Михайловский. - Человек великолепно танцевал классику, и при этом, оказавшись в другой стране, он смог начать танцевать другое. Это было настолько новое и необычное - и джаз, и модерн, и другие современные направления в танце. Зрителей интересовали самые разные вопросы. Был задан даже такой: как попасть в труппу Михайловского? - Если человек владеет техникой танца и у него есть актерские данные, надо прийти и показаться, - ответил руководитель мужского балета. - Для меня очень важно, чтобы танцовщик был актером. Почему славится русский балет? Потому что русские танцуют не только телом, но еще сердцем и душой. Была такая книга о балете - «Души исполненный полет». Это очень точно сказано. Балет - это не просто вышли, отпрыгали, это действительно полет души.

Возрастная категория материалов: 18+