В рамках кинофорума «Амурская осень» Ирина Вадимовна принимала гостей на своем творческом вечере в большом зале ДОРА. Когда готовилось это мероприятие, организаторы предупредили — это первый творческий вечер актрисы. Обычно сцена для народной артистки России Ирины Муравьевой — это только театральное действо. Она не любит давать интервью, не снимается в ток-шоу. Встреча с амурским зрителем должна была стать своеобразным экспериментом в творчестве. Формат вечера, который выбрала Ирина Вадимовна, — диалог с ведущим. Им стал президент «Амурской осени» Сергей Новожилов.
Разговор о жизни, актерской профессии, карьере продолжался два часа. За это время многочисленные поклонники актрисы впервые видели ее не в образе. Ирина Муравьева немного волновалась, но откровенно отвечала на вопросы ведущего. Несколько лирических песен в исполнении хозяйки вечера и фрагменты любимых всеми фильмов, показанных на большом экране, стали своеобразной изюминкой этой встречи. О чем же поведала амурскому зрителю великая актриса современности?
— Мой приход на сцену был не из легких, — вспоминала Ирина Муравьева. — Я чем-то походила на своих героинь, которых позже сыграла в кино, — Нину Саломатину из «Карнавала» и Людмилу из «Москвы слезам не верит». Так же, как первая, я отчаянно хотела быть актрисой. Я не мечтала о фееричном карнавале, но жаждала быть на сцене. Меня не принимали в театральные училища, совсем как Саломатину. Я поступала в два из них два года подряд, но безуспешно. Будучи девушкой упорной, не отступилась. Решила пробовать свои силы в третий раз, а чтобы скоротать год до следующих вступительных экзаменов, устроилась на работу в библиотеку, как Людмила. Думала, что буду в чистом светлом зале выдавать людям умные книжки, а работать пришлось в полутемном подвале — заполнять какие-то карточки. Слава богу, на третий раз удалось поступить. Правда, не в театральное училище, а в театральную студию при детском театре. Но я этому месту учебы была очень рада. После окончания студии меня оставили работать в театре. Мы играли спектакли для детей, но, так или иначе, это было то, о чем я мечтала — сцена. Позже я все-таки окончила театральный вуз. Это был Государственный институт театрального искусства имени Луначарского.
Сейчас Ирина Муравьева «служит» в Малом московском театре, спектакли в котором всегда проходят с аншлагами. В репертуаре классика — Чехов, Толстой, Островский. За плечами — звездные роли в кино, после которых как-то не укладывается в голове, что Муравьева прежде всего театральная актриса.
— Театр — это действительно большая часть моей жизни, — признается Ирина Вадимовна, — все исходит оттуда. В том числе и мои роли в кино. Кино я однажды «отравилась» и полюбила этот вид искусства, хотя изначально ничто не обещало мне успех в кинокарьере. Я никогда не была красавицей: если режиссеры приходили в студию или в театр подбирать себе молодых актрис, в мою сторону даже не глядели. Поэтому еще в юности я поставила крест на себе как на киноактрисе. Все изменилось после «Карнавала». После выхода этого фильма меня многие стали приглашать сниматься. Предлагали только большие роли. За всю жизнь я не сыграла ни одного эпизода. Большая роль — большие переживания. Так привыкли считать многие.
О том, как актеры могут проживать сразу несколько жизней, поинтересовался у актрисы и президент кинофорума. Ирина Муравьева приоткрыла завесу тайны:
— Артист не должен жить жизнью своих героев, переживать их трагедии как личные. Иначе можно собственной жизни лишиться. То, что зритель видит на сцене, всего лишь актерская игра. Актеров этому учат. И если, наблюдая за спектаклем или смотря фильм, зритель видит перед собой не артиста, а героя, которого он представляет, значит, эта игра хорошая. Однако не секрет, что очень хорошая игра, особенно в кино, иногда может стать для актера роковой.
В беседе с актрисой Сергей Новожилов вспомнил о тех случаях, когда, блистательно исполнив кинороль, актер на всю жизнь становится ее заложником.
— Я не переживаю по поводу того, что для кого-то я навсегда осталась Людмилой из «Москвы слезам не верит», для кого-то Надей Клюевой — «самой обаятельной и привлекательной». Хочется верить, что для большинства моих зрителей это все же не так. Ведь в кино у меня было еще много ролей, да и в театре до сих пор играю. А вообще, когда на артиста вешают «ярлык» — кого-то из сыгранных им персонажей, это не должно становиться трагедией. Нужно просто продолжать работать.
Кстати, одна из самых звездных киноролей Ирины Вадимовны поначалу доставляла ей немало хлопот. Актриса вспоминает, что, когда впервые посмотрела фильм «Москва слезам не верит», заплакала. Так не понравилась ей роль, которую она сыграла.
— Мне показалось тогда, что все самое отрицательное, что только можно было придумать, соединилось в роли Людмилы. Это было ужасно. Но потом, когда один за другим я стала слышать восторженные отзывы об этой работе, вытерла слезы, пересмотрела фильм еще раз, и буквально сразу же мое отношение изменилось.
Большой успех в кино и всенародная популярность пришлись на 70 — 80 — е годы. Лицо Муравьевой блистало на обложках журналов, предложения от режиссеров сыпались на актрису как из рога изобилия. Но об этом периоде своей жизни она вспоминает спокойно.
— Мне некогда было почить на лаврах. Я ведь не только работала, но и занималась семьей. У меня двое детей. Жилось тогда трудно. Артисты, как и простые граждане, добывали свой хлеб насущный как могли. Съемки, театр. Работа, работа, работа... Но, как ни старалась, все, что хотела, сыграть не удалось. Чисто физически не успевала. От некоторых ролей отказывалась, потом жалела.
Сегодня жизнь другая, другое кино. Изменилось и амплуа Ирины Муравьевой. Теперь актриса играет возрастные роли. В современном кинематографе, по словам Ирины Вадимовны, их немного. Да и среди изобилия киноработ хорошие попадаются редко, особенно если речь идет о сериалах.
— В России стали снимать много сериалов. Даже название красивое для этого жанра придумали — телебеллетристика. Конечно, качество большинства из них оставляет желать лучшего. Мне в этом смысле повезло. С уверенностью могу сказать, что роль, которую я сыграла в одном из современных телесериалов, для меня не позор. Мама Кати Пушкаревой в «Не родись красивой», на мой взгляд, удалась, как, впрочем, и сам сериал. Мне посчастливилось работать в очень профессиональной команде с замечательными людьми. Вообще сегодня сериалы принято ругать, но я считаю их хорошей возможностью практики для молодых актеров. Ведь когда человек оканчивает театральный вуз, он должен играть как можно больше. А мастерство придет с опытом.
Постигнуть тонкости актерского мастерства молодые артисты могут и в театре, находясь на одной сцене с такими людьми, как Ирина Муравьева. Сегодня такая возможность есть: играет Ирина Вадимовна много. Спектакли с ее участием проходят на сцене любимого Малого театра. Кажется, что актриса отдает себя зрителям всю, без остатка. Но на самом деле это не совсем так.
Жизнь без театра? Это возможно!
— Как бы сильно я ни любила свою профессию, я не считаю ее единственным смыслом жизни, — поделилась Ирина Муравьева. — Есть еще многое. Конечно, большую часть времени я провожу на сцене, но стараюсь быть готовой к тому, что когда-нибудь придется ее оставить. Уверена, что, когда это произойдет, смогу найти для себя другое занятие по душе.
К счастью, об уходе великой актрисы со сцены речи пока не ведется. И на предложения сняться в сомнительных телепроектах Ирина Муравьева с достоинством отвечает: «Большое спасибо, но я еще поиграю в театре!»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии