Это государственное учреждение, регистрирующее все виды актов гражданского состояния: рождение, регистрацию брака и его расторжение, усыновление и установление отцовства, перемену имени и регистрацию смерти. С этой государственной функцией закон связывает возникновение, изменение и прекращение определенных правовых отношений. Система органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) развивалась вместе с государством. Одним из первых документов, принятых Советом народных комиссаров 18 декабря 1917 года, был декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния». Эту дату и следует считать днем рождения органов ЗАГСа. Исторически регистрация актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерти) в Российской империи до начала 18-го века находилась в ведении Русской православной церкви. В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, все православное население Российской империи приписано к церковным приходам по месту жительства. Начиная с 1722 года, все обряды регистрируются в метрических книгах приходскими священно-служителями. Основной статистической информацией, отражающей процессы естественного движения населения, являлись ежемесячные отчеты духовных учреждений о числе родившихся, о браке, о числе умерших, о числе разводов с указанием причины расторжения брака. По метрическим книгам подсчитывалось количество лиц, принявших православную веру. При регистрации духовные органы в своей деятельности руководствовались Полным собранием законов Российской империи, указами самодержцев всероссийских и определениями Священного синода. В 1918 году декретом «О свободе совести» установилось монопольное право гражданской власти на регистрацию актов гражданского состояния. Затем в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье, опеки органы ЗАГСа приобретают еще большую значимость. В годы Великой Отечественной войны регистрацию актов гражданского состояния проводили соответствующие органы, входящие в состав НКВД. В 1957 году руководство органами ЗАГСа было поручено исполнительным комитетам Советов народных депутатов. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», принятый Государственной думой Российской Федерации 22 октября 1997 года, в статье 4 определил, что государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так рождалась система органов записи актов гражданского состояния, существующая и ныне. В связи с тем, что становление советской власти на Дальнем Востоке задержалось по причине интервенции и гражданской войны, определенное время, вплоть до конца 1922 года, регистрация актов гражданского состояния проводилась по религиозным правилам. Однако уже в начале 1923 года в Амурской губернии существовало 59 столов ЗАГСа, где производилась регистрация всех видов актов гражданского состояния. В связи с укрупнением волостей число это сократилось до 25, в том числе: волостных - 22, уездно-городских - 2, губернско-городских - 1. Для удобства населения увеличено число черновых ЗАГСов при сельсоветах, производящих регистрацию рождений и смертей: это количество к 1 января 1924 года выражалось цифрой 176. Интересно отметить, что с 1 июля 1923 года по 1 ноября 1924 года в Амурской губернии было зарегистрировано 22376 рождений, 9615 смертей, 3993 брака, 275 разводов, всего - 36259 актов. Естественный прирост населения составил в месяц примерно 751 человек, а в год - 9000. Система органов ЗАГСа в Амурской области представлена в настоящее время управлением ЗАГСа Амурской области и 22 территориальными отделами, являющимися его структурными подразделениями. Всего в органах ЗАГСа работает 104 человека (80 государственных служащих и 24 - технический персонал). Законом Амурской области от 6 декабря 2002 года № 153-ОЗ «Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния Амурской области» полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния наделены 48 органов местного самоуправления муниципальных образований поселений. Основными критериями при отборе поселений явились отдаленность поселения от районного центра, труднодоступность, численность населения. За 2006 год органами местного самоуправления зарегистрировано 11% от общего количества зарегистрированных актов гражданского состояния в области. Таким образом, в области создана вертикальная структура органов ЗАГСа, включая уровень городов и районов, и частично по реестру полномочия переданы органам местного самоуправления муниципальных образований поселений. Ежегодно в области регистрируется в среднем около 40 тысяч актов гражданского состояния. Производится более 90 тысяч иных юридически значимых действий. Только за прошедший год органы ЗАГСа выдали 55 тысяч свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, из них - 13 тысяч повторных. По заявлениям граждан и запросам государственных органов выдано более 35 тысяч различных справок, подтверждающих регистрацию актов гражданского состояния. Такой большой объем работы выполнить под силу только высококвалифицированным специалистам. Все государственные служащие, работающие в органах ЗАГСа, имеют высшее профессиональное образование, в основном педагогическое. Но необходимость хорошо разбираться в законах, знать их требует получения юридических знаний. Поэтому многие из них уже окончили обучение или продолжают учиться на юридических факультетах, получая второе высшее образование. В органах ЗАГСа работают опытные специалисты, 44% из них имеют стаж работы более 15 лет, они стараются передать накопленный опыт молодым коллегам. Профессии работника органа ЗАГСа нигде специально не обучают. Подбор кадров идет на конкурсной основе, учитывается все: образовательный уровень, коммуникабельность, доброжелательность, ведь они работают в с людьми. Не последнее место занимают и внешние данные, умение красиво, правильно говорить, строить свою речь. Ведь от этого зависит торжественность церемонии бракосочетания, имянаречения и других мероприятий. Главное сокровище любого ЗАГСа - архив. Согласно закону, наше правовое состояние - «возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей» - фиксируется именно в ЗАГСе. В архиве управления ЗАГСа насчитывается более 4 миллионов записей. Срок хранения документов - сто лет. Идет ли речь о праве собственности, наследования или об оформлении пенсий и пособий - люди идут именно сюда. К сотрудникам архива обращаются с запросами органы опеки и попечительства, суды, прокуратура и правоохранительные органы. Не обходятся без информации органов ЗАГСа избирательные комиссии при составлении списков избирателей, военкоматы, пенсионные и налоговые органы, органы социальной защиты и другие. И всем в установленном порядке предоставляются запрашиваемые сведения, так как органы ЗАГСа обладают наипервейшей, ценной информацией. Были времена, когда документы выписывались вручную. Допускались ошибки, что приводило к множеству исправлений в актовых записях. Сегодня обстановка изменилась. В каждом отделе ЗАГСа установлены компьютеры, регистрация актов гражданского состояния производится в электронной форме, создается банк данных по области. Это позволяет сократить время регистрации, оперативно вести поиск нужной записи при выдаче повторного документа, что, несомненно, сказывается на повышении эффективности работы органов ЗАГСа. В преддверии знаменательной даты планируется провести торжественное областное совещание, на котором почествуем своих ветеранов, подведем некоторые итоги работы. В территориальных отделах в честь юбилея особенно торжественно поздравят юбилейные семейные пары с 25-, 50-летием супружеской жизни, молодые семейные пары, проведут обряды торжественной регистрации новорожденных. За 90 лет работы органы ЗАГСа неузнаваемо изменились. Но одно осталось неизменным - сюда по-прежнему приходят люди и в дни радости, и в дни скорби. Их всегда готовы выслушать и помочь грамотные и терпеливые сотрудники ЗАГСа.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии