В Приамурье в начале прошлого века было порядка двухсот представителей духовенства - священников, диаконов. Судьба многих неизвестна и по сей день. 30 октября исполнится 70 лет с начала сталинских политических репрессий. В преддверии этой даты - рассказ о судьбах амурских священников, несших свой крест в то сложное время. - В этот период произошло резкое изменение в массовом сознании - если прежде к духовенству относились с почтением, то с переменой власти это радикальным образом изменилось, - говорит Ирина Ермацанс, старший научный сотрудник областного краеведческого музея. - Священников убивали возле храмов. Конечно, это делали не прихожане. Это делали люди, возможно, из молодежной среды, у которых еще не устоялись взгляды, не выработалось отношение к миру, то есть люди, которые не ведали, что творили. Музейные работники собирают историю по крупицам. Источники - воспоминания очевидцев, рассказы потомков пострадавших людей. Вот что рассказала внучка священника Кассиана Давыдовича Савина, расстрелянного в 1919 году. Отец Кассиан служил на приисках на севере области. Когда наступили смутные времена, отношение к духовенству резко изменилось, и семья ради собственной безопасности решила перебраться в Благовещенск, где жили старшие дочери Савиных. Батюшка с женой и младшей дочерью вместе с имуществом погрузились на пароход. На середине пути судно остановили красноармейцы. Отца Кассиана они увели в тайгу и расстреляли. Его жене и дочери, по рассказам родственников, удалось спастись благодаря «гилячке» - скорее всего, это была эвенкийская женщина, так как по Селемдже проживали эвенки. Гилячка увезла матушку с ребенком на лодке на другую сторону реки. Затем она помогла им догнать пароход, на котором еще оставались их вещи, основательно разграбленные. Добравшись наконец до Благовещенска, супруга расстрелянного священника нашла дочь и рассказала о случившемся. Зять священника, который был капитаном парохода, вскоре отправился на место гибели отца Кассиана, нашел его тело и захоронил там же в тайге. Данный факт не был единичным, считает Ирина Ермацанс, хотя массовые репрессии священнослужителей начались позже. Начало им в Благовещенске было положено арестом в 1923 году епископа Евгения (Зернова). - Владыка был арестован в ночь перед праздником Успения, - рассказывает Ирина Анатольевна. - На архиерейской даче, где он проживал, произвели обыск, описали и опечатали найденные там документы, фотографии, ценные вещи. Известие об аресте владыки очень быстро разнеслось по городу, взбудоражило горожан. Уже около 8 часов утра взволнованные жители толпились на площади у кафедрального собора. Пришедшего в собор отца Александра Покровского прихожане просили отслужить молебен о даровании епископу свободы. Собравшиеся в храме люди после молебна вновь обсуждали арест владыки Евгения. Кто-то настаивал на необходимости идти к тюрьме и в ОГПУ, но отец Александр отговорил их, предложив всем пойти утром следующего дня и принести передачу епископу. На следующий день возле здания суда собралась толпа числом более тысячи человек. Отец Александр Покровский и еще пятеро священников, которых ОГПУ заподозрило в подстрекательстве прихожан к выступлениям против власти, были арестованы вслед за епископом. - В протоколе допроса некоего Т. даны показания против Александра Самселя, - рассказывает Ирина Ермацанс. - Якобы он настраивал толпу категорически требовать освобождения владыки. Что будто бы толпа состояла в основном из его монашек, что Самсель якобы является настоятелем женского монастыря. Очевидно, что показания давал человек, далекий от церкви. Отец Александр был настоятелем Шадринского собора, при котором был женский монастырь, его настоятельницей была игуменья. Люди воцерковленные знают эти нюансы. Зачем человеку, далекому от церкви, было доносить на отца Александра - другой вопрос. Кроме того, священникам вменялась в вину «поддержка белого правительства». Она выражалась в том, что они совершали молебны в поддержку патриарха Тихона, выполняя указания архиепископа Евгения. Епископу же вменили в вину связь с Колчаком через высшее временное церковное управление в Омске, организацию проповеднических религиозно-патриотических отрядов с целью контрреволюционной агитации и даже... взятку в размере 1 рубля серебром надзирателю С. Епископа Евгения заключили в концлагерь на три года. Отцов Самселя и Покровского отправили в Зырянский край. Остальных священников, арестованных по делу епископа, освободили. Вторичному аресту с последующей высылкой они были подвергнуты в 1926 - 1932 годах. Аресты духовенства прошли не только в Благовещенске, но и по всей Амурской губернии. В 1924 году был арестован и расстрелян отец Андроник из Николаевки Благовещенского уезда. В 1929 году заключен в концлагерь отец Антон из села Борисоглебского Тамбовского района. Арестованы отец Александр Коротков из Верхней Полтавки Тамбовского, отец Прокопий Сорокоумов из антоновки Завитинского района. - В Приамурье в начале века было около сотни храмов, более двухсот служителей культа, - продолжает Ирина Ермацанс. - Мы знаем о судьбах очень немногих, и эта тема требует дальнейшего исследования. Судьба епископа Евгения сегодня наиболее изучена. О Зернове, как и о других епископах, можно найти сведения в газете «Благовещенские епархиальные ведомости», все назначения по епархии можно проследить по газете. Когда же открылись архивы НКВД, оказалось возможным восстановить и дальнейшую, трагическую часть его биографии. На Соловки владыка Евгений прибыл в начале 1924 года. По общему согласию находившихся там 17 епископов его признали старшим. Именно они подписали «Памятную записку соловецких епископов» правительству СССР. Причем автор документа, профессор Московской духовной академии И. В. Попов, при написании руководствовался указаниями епископа Зернова. - Епископ Евгений, судя по свидетельствам, был очень сильной личностью, как сейчас говорят, харизматичным человеком, который притягивал к себе людей, - говорит историк. - Где бы он ни появлялся, он упорядочивал вокруг себя жизненное пространство. Даже на Соловках он занял лидирующее положение среди 17 епископов. После отбытия срока наказания в 1929 году владыка Евгений жил в Котельничах Вятской епархии. В 1934 году он получил назначение на Нижегородскую кафедру и был возведен в сан митрополита. Однако вскоре - в 1935 году - его вновь арестовывают по обвинению в антисоветской агитации. Митрополита Евгения приговорили к 3 годам лишения свободы в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года тройка УНКВД приговорила митрополита Евгения (Зернова) к расстрелу. Место погребения неизвестно. Владыка был реабилитирован в 1990 году. - Если говорить о епископе Евгении и многих людях, которые прошли испытания, меня больше всего поражает стойкость духа этих людей, - говорит Ирина Ермацанс. - Ведь были и те, кто писали на них доносы. Может быть, кого-то заставляли, а кто-то делал это добровольно. Но пострадавшие от доносов не впали в соблазн и не предали своих духовных братьев. Видимо, какая-то внутренняя сила, их вера в Бога помогла им в этом. История учит не общество в целом, каждый лично должен вынести что-то важное для себя из ее уроков.
Возрастная категория материалов: 18+
Здравствуйте.Моя бабушка Савина Екатерина Касьяновна.Моя мама Гуляницкая Ирина Николаевна. Хотелось бы найти маминых родственников. Ее маму Екатерину убили немцы в ВОВ. Дети остались одни. Мама до сих плачет когда все вспоминает.kuinna2014@gmail.com
— Инночка (гость)Здравствуйте! Савин Касьян Давыдович — это мой прямой прадед. Он родной отец моей бабушки — Карповой Клавдии Касьяновны ( в девичестве Савиной). Я Горжусь своими предками.
— virgo-leo@mail.ru