История чудаковатой пожилой женщины, делающей мир вокруг себя лучше, не оставляет зрителей равнодушными. «Как бы нам «пришить» старушку» по пьесе Джона Патрика - вполне рождественская история, по законам которой добро неведомым, рационально не объяснимым способом побеждает зло. В соответствии с законом жанра здесь есть беззащитная, доверчивая и трогательная героиня - божий одуванчик Памела, живущая в подвале и собирающая на свалках пакетики спитого чая. Есть и злодеи - горстка жуликов, решивших разбогатеть за счет Памелы. Эти аферисты решают застраховать жизнь старушки и устроить ей несчастный случай, чтобы потом получить деньги. Но «пришить» старушку оказалось делом неисполнимым - не создал Господь тех нитей, которые повязали бы Памелу со смертью раз и навсегда. Недаром каждую зиму «непришиваемая» старушка писала Богу рождественские послания про себя и свою жизнь. У нее с Богом свои отношения, и, несмотря на кажущуюся ветхость ее земной оболочки, голыми руками Памелу не возьмешь. Потому что - звучит банально, но это так - телом она слаба, но сильна духом. Именно такую Памелу играет народная артистка России Анна Лаптева. В начале первого действия в лепечущей бессмыслицу, беспомощной Памеле трудно узнать Анну Лаптеву, актрису с мощнейшей энергетикой. Но эта энергетика прорастет и в образе Памелы - божий одуванчик резко преображается, когда кому-то требуется ее помощь. В нужные моменты в старушке откуда-то возникает внутренняя сила, благодаря которой Памела вправляет остеохондрозы здоровым мужикам, а также выводит жуликов на путь исправления. Памела Анны Лаптевой настолько неподдельна в своей наивности, доходящей до высшей мудрости, что даже отпетым жуликам становится стыдно ее обманывать. Но Памела побеждает не только кротостью. Ее монологи, порой напоминающие бред, - всего лишь маска, на самом деле старушка прекрасно понимает все, и даже больше. Если жулики оценивают лишь сиюминутное развитие ситуации, в которой они оказались, то Памела одновременно смотрит в прошлое и в будущее. Она видит причины, заставившие ее соседей по подвалу ступить на скользкий путь, и видит также, что они могли бы быть счастливы при определенных условиях. И изо всех сил старается им помочь. Даже ценой собственной жизни. Перерождение проходимцев, мечтающих «пришить» старушку, происходит на наших глазах. Первой сдается девица легкого поведения Глория (актриса Марина Щекина), ей сразу неловко обманывать одинокую женщину, приютившую гоп-компанию, и в ее глазах сочувствие к Памеле мелькает все чаще. Воришка с огромным стажем Сол Бозо (народный артист РФ Владимир Матвеев) тоже быстро попадает под скромное обаяние сильной духом Памелы. Владимир Матвеев играет роль человека, ведомого по жизни и всегда готового плясать под чужую дудку. Сол охотно крадет для хозяйки кофейники с горячим кофе, чтобы не напрягать ее со сбором чайных пакетиков. Дольше всех сопротивляется обозленный неудачник Бред Винер (заслуженный артист РФ Роберт Салахов). Деньги для него - возможность жениться на Глории, и ради этого он готов на все. Но и он в конце концов оценивает благородство Памелы. Деньги - всего лишь соблазн, а человеческая жизнь - высшая ценность. Но как мы все падки на соблазны! Только что полицейский Джо Янки (артист Максим Клепалов) был готов порвать каждого, кто поднял руку на «его лучшего друга -Памелу», не раз спасавшую его от боли в спине. Однако узнав, что ему причитается часть страховки, «защитник старушек» тут же забывает обо всем - в его глазах доллары, и он уже готов биться только за них. «Наверное, потому, что я сицилиец?» - спрашивает он потом виновато у окружающих. Все люди сицилийцы, кроме Памелы. Интересны сценография (автор Андрей Лапиков) и костюмы (художник Инга Новосельцева). Декорации сразу вводят в атмосферу действия: темный подвал с грудами наваленного старья, устрашающие балки, подвешенные над сценой, сразу обещают трагедию, но надпись на английском во всю стену, сделанная словно губной помадой, «Дорогая Памела» (кстати, это второе название пьесы) дает надежду на то, что рождественской истории без хеппи-энда не бывает. Костюмы героев говорят сами за себя: когда Бред Винер, представившийся бизнесменом по духам, поворачивается к залу спиной, на его пальто виден след от утюга. Памела, закутанная, как капуста, в сто одежек, оказывается таким же внутренне многослойным персонажем. Спектакль режиссера Андрея Лапикова своей постановкой доказывает, что беспомощный человек, живущий в трущобах, казалось бы, неспособный сопротивляться жизни с ее сплошными подставами и сомнительными людишками, все же сопротивляется. Против своей воли он вступает в схватку с этой жизнью, полной обмана и предательств, и побеждает.

Возрастная категория материалов: 18+