Поэтому одним из направлений аграрной реформы, проводимой в нашей стране, является перераспределение сельскохозяйственных угодий в пользу эффективного собственника. Земельная реформа 90-х годов в России в основном коснулась земель сельскохозяйственного назначения посредством их перераспределения. Сельским и городским жителям были бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Сегодня количество сделок с землей постоянно возрастает. В настоящее время в России уже осуществлено порядка 5,2 млн. зарегистрированных сделок с земельными участками на площади 72,2 млн. га, из которых 90,7% (4,7 млн.) приходится на аренду государственных и муниципальных земель. Создана автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлены массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий. 25 октября 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, разрешивший проблему рыночного оборота земель и узаконивший частную собственность на землю. Однако он установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения будет регулироваться специальным федеральным законом (пункт 6 ст. 27 ЗК РФ). 25.01.2003 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с порядком владения, пользования и распоряжения участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту данных земельных участков и долей в праве общей собственности на условиях предоставления и изъятия земельных участков. 11.12.2003 года на территории Амурской области принят Закон Амурской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области» № 278-ОЗ, 04.05.2006 года законом № 176-ОЗ «О внесении изменений в закон Амурской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области» внесены изменения, касающиеся оборота таких земель. Хотелось бы отметить, что Приамурье является аграрной областью, где по состоянию на 1 января 2006 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2645,2 тыс. га. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2001 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей. При этом, согласно статье 15 закона, земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю (пункт 2 статьи 12 закона). Такими документами являются свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу Закона о регистрации решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю и отвечающие требованиям пункта 1. Согласно статье 13 закона, местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 закона. Формирование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения лицу, указанному в извещении, не поступят письменные возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными. Пожалуй, одним из сложных на данный момент является вопрос государственной регистрации прав и сделок на земельные доли сельскохозяйственного назначения. У граждан нередко возникают вопросы: «Я являюсь участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, но каким образом я могу распорядиться принадлежащей мне долей?» Людям, желающим осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выделенный в счет земельной доли, могут быть представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выделенный в счет земельной доли; документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выделенный в счет земельной доли; кадастровый план земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельной доли; документы, удостоверяющие право на земельную долю в соответствии со статьей 18 закона; протокол общего собрания участников долевой собственности, утвердившего границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей; извещение или сообщение участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли. А также документы, подтверждающие отсутствие обоснованных возражений иных участников долевой собственности, в случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, или оно не проводилось. Как отмечено в Концепции федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы», «в 2010 году ожидается окончательное распределение земельных ресурсов по формам собственности. Предполагается, что в федеральной собственности будет находиться 3,5 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий». Другими словами, даже если к 2010 году общая площадь сельскохозяйственных угодий в России сохранится на том же уровне, что и в настоящее время, то в федеральной собственности останется всего несколько процентов угодий страны.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии