В ней он собрал и обобщил личные впечатления о развитии циркового движения от Приамурья до Приморья. Лукьянов - страстный любитель этого вида искусства. За его плечами два специализированных вуза: Хабаровский институт культуры - режиссерско-театральное отделение и Государственный институт театрального искусства - отделение режиссуры цирка. Работал в Узбекистане, на концертных площадках Дальнего Востока, создавал коллективы, в которых стремился к синтезу цирка и театра. Книгу автор назвал «Нон финито. Этюды к истории цирка юга Дальнего Востока». В предисловии Лукьянов разъясняет: нон финито на латыни означает «без конца». Он уверен, что «как у арены цирка, так и у истории, у этой книги нет и не может быть финала». Станислав прав: история мирового цирка насчитывается тысячелетиями. А вот о прошлом дальневосточного цирка до Лукьянова, в таком объеме и систематизированно, не писал еще никто. Оказывается, история Владивостокского цирка начинается с 1885 года, Хабаровского - с 1934-го. Лукьянов не обошел стороной более молодые Арсеньев и Амурск, не забыл и наших соседей - Биробиджан. По крупицам, по крохам собирал драгоценные сведения о коллегах. Рылся в библиотеках, собирал газетные вырезки, подробно расспрашивал коллег, уточнял, перерабатывал их мемуары, многое вспоминал сам. Потому что понимает - время безжалостно. один за другим уходят из жизни ветераны циркового движения, память тоже не вечна, часто подводит, а чем дальше по времени, тем все больше и больше. Если бы не Лукьянов, кто бы вспомнил сейчас изрядно нашумевший в начале 80-х годов цирковой коллектив клуба имени Калинина Благовещенского комбината хлебопродуктов и его руководителя Юрия Концевого. До этого Концевой работал силовым жонглером в новосибирском цирке - кидал двухпудовые гири как пушинки. Цирковая студия при клубе, который горожане любовно называли «Калинка», получила звание народного коллектива, объездила Дальний Восток. Судьба нещадно отнеслась к талантливому и амбициозному Концевому. Сам амурчанин, он был близким другом нашего земляка, известного киноактера Валерия Приемыхова, и когда перебрался в Москву, стал, в сущности, личным телохранителем Валерия. В 2000 году, когда Юрию исполнилось всего пятьдесят лет, его убили... Много места Лукьянов уделяет появлению и развитию Райчихинского цирка, где в 1982 году он осуществил постановку рок-оперы «Звезда и смерь Хоакина Мурьеты». За эту работу Станислав получил государственную награду - знак ВЦСПС «За достижения в области самодеятельного художественного творчества» (это высокая награда для работников культуры тех лет). В книге рассказывается о цирковых коллективах Белогорска и Благовещенского педагогического института. Часть воспитанников детских цирковых коллективов Приамурья работают сейчас в ведущих цирках страны и за рубежом: в Китае, Корее, Японии, Финляндии. Начиная работу над книгой, автор неоднократно слышал упреки от знакомых, мол, никому сейчас дела нет до недавнего циркового прошлого, всех беспокоит сегодняшний день: как выжить в тисках реформ. Но после выхода книги они переменили мнение. необходимая книга, сказали они: позволяет отключиться от суеты, заставляет ценить своих земляков, свое прошлое. Лукьянов сейчас полон планов, задумывает следующую книгу о приамурских цирковых коллективах, хотя понимает, с какими финансовыми трудностями при ее издании ему придется встретиться снова.

Возрастная категория материалов: 18+