Люди с трудом выбираются в районные центры и в Благовещенск, с задержкой получают почту и пенсии. Из целого списка авиационных проблем сегодня выделяются две: топливная и бюрократическая. Из-за отсутствия в области авиационного бензина не летают самолеты Ан-2. Областной бюджет не произвел своевременную оплату, и крылатые машины стоят с пустыми баками. Как недавно стало известно, именно из-за этого губернатор отправил в отставку министра транспорта Валерия Гладилова. Область уже выделила более двух миллионов рублей, средства перечислены поставщикам, и топливо со дня на день поступит. Пока «Аннушки» на приколе, северян перевозят вертолетами Ми-8 с той же периодичностью - два рейса в неделю. При этом затраты на выполнение перелетов выросли почти втрое. Если проблему с горючим, по уверениям областных властей, удастся решить в короткие сроки, то гораздо серьезнее стоит «бумажный» вопрос. Дело в том, что недавно созданная региональная авиакомпания «Амурские авиалинии» работает только на маршруте Благовещенск - Зея - Тында, самолеты Як-40 просто не могут приземляться на малых взлетно-посадочных площадках. Уже семь лет полеты в северные поселки Зейского района осуществляют самолеты Амурской базы авиаохраны лесов, но в апреле предприятие столкнулось с серьезной проблемой - оно не может осуществлять коммерческие авиаперевозки. - Ранее мы входили в состав федерального государственного учреждения, у которого имелось свидетельство эксплуатанта коммерческой гражданской авиации, - говорит командир авиаотряда предприятия Владимир Круглик. - В связи с разграничением полномочий структура была реорганизована: имущество поделили, а свидетельство - не удалось. С апреля начали работать над получением собственного сертификата, но это очень проблематично. Минтранс России не приветствует появление большого числа коммерческих перевозчиков, но для тысяч амурчан это единственный шанс в случае необходимости выбраться на «большую землю». У авиабазы имеется сертификат эксплуатанта авиации общего назначения - авиаторы могут перевозить своих сотрудников, тушить пожары, выполнять санитарные рейсы, но не имеют права зарабатывать на полетах. Пока предприятие и областные власти нашли выход - в северных районах объявлена чрезвычайная ситуация. В Зейском районе ЧС действует уже давно, и благодаря ей из райцентра выполняются полеты в поселки Береговой, Бомнак, Горный, Хвойный и Октябрьский. Часть этих населенных пунктов стоит на БАМе, и в Зею или Благовещенск местные жители могут попасть по железной дороге, затратив на путь около двух суток. Береговой и Октябрьский с райцентром связывают автодороги, но сейчас и этот путь перерезан - с началом ледохода перестали работать переправы через реки, а движение машин по льду разрешат не раньше декабря. Пятого ноября объявили ЧС и в Селемджинском районе - с прошлой недели из Благовещенска в Экимчан тоже начал летать Ми-8. Отмена чрезвычайной ситуации будет означать транспортную блокаду удаленных населенных пунктов. При этом полеты осуществляются на основании договора базы авиаохраны с Минтрансом Амурской области. Так как полеты являются социально значимыми, областной бюджет компенсирует предприятию убытки от выполнения авиарейсов. - Мы не можем взвалить на жителей этих поселков все расходы на выполнение авиарейсов, - пояснил «АП» директор государственного учреждения Амурской области «Аэропорты местных воздушных линий» Сергей Чигрин. - В результате амурчане оплачивают лишь около 20 процентов реальной стоимости перелета, а остальные расходы ложатся на область. Впрочем, даже если авиабаза получит в столице необходимые разрешительные документы, проблемы с труднодоступными селами в Приамурье останутся. Техника старая, и ее не хватает, полеты выполняются два раза в неделю, и нередко в 12-местном Ан-2 на каждый поселок выделяют не более пяти мест - жителям приходится доказывать необходимость вылета в райцентр. Все упирается в средства: не хватает денег на обновление парка, на приведение в порядок взлетно-посадочных площадок. Проблемы малой амурской авиации были озвучены во время недавнего визита в область первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова. В ходе совещания в благовещенском аэропорту областные руководители заявили, что для организации стабильных перевозок по местным маршрутам Приамурью не хватает новых самолетов, которые бы заменили Ан-2, кроме того, финансовая поддержка нужна малым аэродромам области. Необходимость федеральной поддержки для малой авиации области подтвердили и чиновники дальневосточного полпредства.

Возрастная категория материалов: 18+