В противном случае фабрика тепла Восточного попросту бы остановилась. Чтобы не разморозить поселок, в авральном порядке уголь на машинах доставляли с центральной котельной столицы БАМа в поселок. Из-за спешки водители сокращали маршрут и ехали прямо по реке Тынде, в результате чего один из грузовиков с топливом провалился под лед. В угольных проблемах севера Приамурья попытался разобраться наш корреспондент. Жители замерзающего поселка на встрече с губернатором в Тынде попросили помочь решить проблему с отоплением. - Температура в моей квартире не поднимается выше 12 градусов, при этом квартплата семь тысяч рублей, разве так можно жить? - задала вопрос Н. Колесову женщина из Восточного. Губернатор пообещал помочь местным коммунальщикам. В конце прошлой недели в поселок пришли пять вагонов с райчихинским углем. Это примерно 300 тонн топлива, которого хватит только на 10 дней. - Вся проблема в том, что уголь нам поставили централизованно в рамках областной программы из Райчихинска, но он плохого качества. Теплоотдача от него крайне низкая, - объясняет Виктор Крепких, заместитель главы администрации Тындинского района. - Несмотря на то что местное население должно коммунальщикам более 20 миллионов рублей, мы заказали 2,5 тысячи тонн угля в Нерюнгри. Этот уголь хорошо горит, поэтому, как только поступит якутское топливо, проблем с теплом в Восточном, я уверен, не будет. В это же время котельные Приамурья могут полностью перейти на сжигание амурского угля, тем самым исключить потребление твердого топлива из других регионов. Такое предложение недавно было озвучено в правительстве области. Экономисты сейчас просчитывают, смогут ли наши разрезы обеспечить топливом сотни городских и районных фабрик тепла. Однако в бамовских поселках и Тынде уже сегодня говорят о том, что использовать амурский уголь здесь не смогут по объективным причинам. 20 котельных, расположенных на станциях вдоль БАМа в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах, уже 30 лет работают на якутском угле, аналогов которому сегодня на Дальнем Востоке не существует. - Мы сотрудничаем с Нерюнгринским разрезом потому, что изначально городская котельная КВТК-100 строилась именно под каменный уголь с этого месторождения. Есть даже определенная марка топлива, которая только и подходит нам, - объясняет Сергей Гордеев, начальник тындинской узловой дистанции тепловодоснабжения. - Все дело в камерном способе сжигания. Сначала мы переводим нерюнгринский уголь в пыль, потом смесь во взвешенном состоянии сжигается в пылеугольных горелках. То есть технически работать на другом угле мы не можем. Якутский уголь считается одним из самых высококалорийных в мире, его поставляют на экспорт в Японию. Теплоотдача от одной тонны твердого топлива значительно больше, чем от такого же количества угля с другого дальневосточного разреза. Предприятие «Коммунальные системы БАМа», обслуживающее бамовские котельные, уже проводило эксперименты на угле с других месторождений. Практика показала, что при более низкой стоимости тонны топлива, увеличиваются расходы на транспортировку, а также его доставку к котельным. - Несколько лет назад мы пробовали топить кузбасским углем, его в рамках договора нам поставляла железная дорога, которая передала в собственность области котельные на железнодорожных станциях. Недавно брали уголь с Огоджи в Селемджинском районе. Это топливо низкого качества, уголь практически не горит, он, как глина, - говорит Александр Толкачев, начальник ГУП «Коммунальные системы БАМа». - Есть еще один очень важный аспект - это доставка топлива. Якутский уголь ближе всего к нашим котельным в Тындинском и Зейском районах, транспортная составляющая в его цене минимальна, потому что расстояния между разрезом и поселками несколько сот километров. Тогда как тот же райчихинский уголь нужно везти за полторы-две тысячи километров, железнодорожный тариф здесь будет существенным. Кстати, именно этот уголь хорошо горит в топках вагонов. Поэтому железная дорога с удовольствием его покупает. Как говорят руководители предприятий, обеспечивающих север Приамурья теплом, поддерживать амурского производителя, безусловно, нужно, но не в убыток себе. В «Коммунальных системах БАМа» экономисты просчитали разные варианты поставок топлива и пришли к выводу, что альтернативы якутскому углю сегодня нет. При стоимости одной тонны 830 рублей нерюнгринское твердое топливо дает необходимую температуру горения для отопления поселков, в которых зимой столбик термометра опускается ниже минус 50 градусов. При высоком качестве угля гораздо реже выходит из строя и оборудование котельных. - Сегодня в Тынде, где отопительный сезон длится 8 месяцев, самая низкая стоимость гигакалории в области. При этом в городе не бывает сбоев в подаче тепла и воды. За счет чего это достигается? Здесь много разных факторов, один из них - это качество угля и своевременная доставка топлива. На центральной котельной никогда нет проблем с углем, которые бывают на других подобных объектах в других городах и поселках Приамурья. Между Тындой и Нерюнгри расстояние чуть более двухсот километров. Поэтому у нас всегда стабильные поставки угля с якутских разрезов, - объясняет Александр Толкачев. И все же сегодня в Амурской области большинство котельных работает на буром райчихинском угле, потому что топки этих фабрик тепла приспособлены для сжигания этого топлива. Север Селемджинского района - на Огоджинском угле. Его машинами доставляют с разреза в Экимчан, Токур, Златоустовск и другие поселки района. Сегодня разрабатываются инвестиционные предложения по строительству железной дороги от Огоджи до Февральска для развития угольного месторождения. Здесь необходимо построить более ста километров стальной колеи. - Вывозить просто добытый уголь невыгодно, его нужно обогащать на месте, а для этого надо строить горно-обогатительный комбинат в Огодже, - говорит Сергей Мельничук, глава Селемджинского района. - Сейчас решается вопрос с тем, чтобы на разрезе измельчать топливо, потому что глыбы угля плохо сжигаются в котельных. В столице БАМа отмечают, что теоретически перейти на амурский уголь можно, но для этого нужно полностью переоборудовать котельную, а это займет ни один год и самое главное потребует сотни миллионов рублей, что, естественно, скажется на стоимости тепла для тындинцев. Тында.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии