Хотя многие россияне в качестве подарков хотели бы видеть в первую очередь деньги и ювелирные изделия. По данным исследования потребительских предпочтений, проведенного одним из банков страны, к Новому году наши соотечественники охотнее всего приобретают ювелирные изделия, часы и прочие предметы роскоши (увеличение спроса на товары этой категории — 125% у мужчин и 184% у женщин), пишет интернет-издание «Метро». Особенно в этом усердствуют представители сильного пола, желающие покорить своих дам. Заключительный месяц года, как правило, время самых больших трат, даже несмотря на многочисленные распродажи, которые приносят магазинам от 10 до 20 % годовой выручки. Сейчас охотнее берут займы для презентов — в кредит чаще всего в предпраздничные дни покупают бытовую технику, авиабилеты и оплачивают различные услуги. Среднестатистический житель нашей страны готов выложить около 200 евро на презенты родным и близким. В общую сумму предновогодних трат, по информации РИА «Новости», стоит добавить еще около 130 евро на организацию праздничного стола, а 94 евро в среднем уйдет на развлечения. При этом дарить подарки, по данным социологического опроса, будут 93 % россиян. Значительно возрастает число покупок парфюмерии и косметики, которые являются наиболее распространенным и при этом не обременительным подарком, в среднем на 80 %. В предпраздничные дни мужчины тратят гораздо больше средств и на приобретение электроники (рост на 78 %), а также видеофильмов и музыкальных дисков (23%).

По-прежнему актуальным подарком остается книга: рост затрат на покупку книг и журналов составляет 60 % у мужчин и более 135 % — у женщин. Существенное увеличение расходов характерно и для детских игрушек — в среднем на 125 %. В декабре россияне больше тратят на услуги связи: у женщин плата за телефон и Интернет вырастает на 24 %, у мужчин — на 11 %. И это неудивительно: в предпраздничные дни люди стараются позвонить родным и близким. Увеличиваются траты на рестораны, кафе и развлечения: у представителей сильного пола они вырастают на 6%, а у дам — на 18%. Интересно, что расходы на билеты в кинотеатры становятся больше (вдвое!) только у мужчин. В ходе исследования неожиданно выяснилось, что в преддверии Нового года женщины тратят на алкоголь более значительные суммы, чем мужчины, сообщают финансовые порталы. Расходы представительниц слабого пола на спиртное вырастают в декабре аж на 197 %, тогда как у мужчин только на 138 %.

Значительную брешь в нашем бюджете также пробивают продукты питания: мужчины в среднем тратят на 25 % больше денег, чем обычно, в то время как женщины снижают свою покупательскую активность более чем на 6 %. Кроме того, Новый год — это настоящий кондитерский бум: расходы на торты, конфеты и сладкую выпечку увеличиваются в двадцать раз! По мнению экспертов, предновогодний всплеск покупательской активности отмечается всегда, но в последние годы это происходит на фоне общего потребительского бума, связанного с повышением благосостояния населения, развитием розничных сетей, безналичных платежей по банковским картам и потребительского кредитования. Кроме того, банки стимулируют потребительскую активность населения, предлагая в праздничные дни всевозможные акции. И население охотно включается в новогоднее шопинговое ралли.

КСТАТИ

Амурчане потратят от трех до 10 тысяч рублей «АП» провела мини-опрос среди благовещенцев, попросив ответить на два вопроса: «Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год? Сколько денег вы планируете потратить на презенты родным, друзьям?» Наше исследование подтвердило общероссийские тенденции. Из 20 респондентов в возрасте от 22 до 65 лет лишь один признался, что не собирается дарить подарки родным и друзьям, сославшись на то, что «финансы поют романсы». Опрошенные горожане готовы потратить на это в среднем три-пять тысяч рублей. Максимальный подарочный бюджет потянул на 10 тысяч. Причем 20 процентов ответивших предпочитают дарить и получать деньги.

Среди подарков, о которых мечтают благовещенцы, назывались: ювелирные украшения (именно золотые), деньги, мобильные телефоны, бытовая техника, диск с хорошей музыкой, книги, живые цветы (в том числе горшечные), одежда и нижнее белье. Делить свой «презентный» бюджет благовещенцам приходится в среднем на 10 — 12 получателей. Среди них: супруг/супруга, родители с каждой стороны, братья и сестры, дети и друзья.

— Никогда специально не заказываю подарки, хотя понимаю, что это очень удобно и практично, — ответила 26-летняя Елена, продавец. — Всегда надеюсь, что моя вторая половина не подведет и выберет то, что мне действительно понравится. Например, ювелирное украшение — такой подарок никогда не лишний. От родных и близких жду приятных мелочей и сувениров. На подарки планирую потратить в пределах 4 — 5 тысяч. Из этой суммы половина уйдет на три-четыре подарка для очень близких людей, остальные — на небольшие сувениры или парфюмерию. А вот те, кто отважился бы взять кредит на подарки, нам не встретились.

— Я хотела подкопить плюс взять кредит и подарить дочерям по норковой шубке, но не получается на этот раз. Подарю деньги: одной (она уже работает) тысячи две, а младшей (студентке) тысяч пять. Любимому мужчине — 10 хороших импортных трусов на тысячу рублей, — призналась 45-летняя журналистка Ирина.

А за границей...

Жители Европы гораздо «холоднее» относятся к рождественским презентам, чем мы. Среди европейцев всего около 80 процентов собираются дарить подарки родным, знакомым и друзьям. При этом у них иные предпочтения. На первом месте, как ни странно, книги. Многие эксперты связывают это с маркетинговой кампанией, которая была проведена после выхода последней книги о Гарри Поттере. Далее следуют традиционные одежда, музыкальные компакт-диски, фильмы, а также парфюмерия. Оригинальными «подношениями» отличаются японцы. Они на Новый год дарят друг другу особые поделки -изготовленную из дерева или папье-маше куклу даруму, у которой нет ни рук, ни ног. Презенты скандинавов, наоборот, не отличаются оригинальностью: их стоимость четко зависит от степени дружбы или родства. Среди подарков, как правило, лидируют спортивное снаряжение, домашняя утварь и... небезызвестная «Аквавита» — особая скандинавская водка.

* * *

Траты на новогодние подарки (в евро)

Россия — 200

Ирландия — 720

Великобритания — 549

Чехия — 506

Австрия — 500

США — 451

Германия — 420

Нидерланды — 411

* * *

На что растут расходы в декабре в России ювелирные изделия, часы и предметы роскоши (рост продаж в декабре по сравнению с остальными месяцами — 125 % у мужчин и 184 % у женщин)

парфюмерия и косметика (рост — соответственно 78% и 96%)

электроника (рост — 78 % и 7 %)

фильмы (рост — 23 % и 5 %)

книги (рост — 60 % и 135 %)

* * *

Праздники в кредит

По данным исследования Банка «Хоум Кредит», за счет кредитов собираются отметить приход 2008 года 33 процента россиян. Среди мужчин идея отпраздновать новогодние торжества «в долг» пользуется большей поддержкой, чем среди женщин (38 % и 27 % соответственно). Самыми востребованными формами денежных займов при этом станут: POS-кредит (кредит, который берут в самом магазине), кредитные карты и кредиты наличными. Средняя сумма займа на новогодние праздники составляет 15,2 тыс. рублей.

Возрастная категория материалов: 18+