Но каждый раз, словно по мановению волшебной палочки, он возрождался чуть ли не из пепла. Последний раз такое случилось четыре года назад. Что сегодня происходит в одном из старейших коллективов Дальнего Востока, чем он живет? Наш корреспондент побывал в гостях у увлеченных искусством хорового пения. Семеро смелых Коллектив готовился к репетиции. Вокалисты распевались, а музыканты брали в руки инструменты. Побеседовать вызвались шесть самых разных представителей коллектива по стажу и возрасту. Седьмым был художественный руководитель хора, заслуженный артист России Александр Сапалов. Татьяна Филатова - патриарх, занимается в коллективе с 1968 года. Впервые услышала Амурский народный хор десятилетней девочкой. После концерта заявила родителям: «Мечтаю попасть в этот хор!» Через десять лет уже учащейся коммунально-строительного техникума, «страшно» волнуясь, пришла в коллектив... Многое Татьяна видела за сорок лет занятий в хоре; не уходила и в самые трудные времена, которые начались с рыночных реформ. А теперь из своих ровесников в сегодняшнем хоре она осталась одна. Остальные ветераны вместе с бывшим баянистом хора Владиславом Херсонским организовали ансамбль «Сторонушка амурская». У Филатовой твердый характер. Муж неоднократно укорял: «Твои песни не кормят!», но она не соглашалась: «Не хлебом единым...» Старшая дочь Татьяны окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, однако более практичная подалась в бухгалтеры. Татьяна Тето, военнослужащая. Занимается в хоре с 1996 года. Желание петь появилось с малых лет - папа и мама хорошо пели. Ее муж считал, что у женщины на первом месте должна быть только семья... Ради того, чтобы чувствовать себя более уверенно в Амурском народном хоре, два года назад окончила училище культуры, где занималась на вокальном отделении. Антон Копчинский и Юрий Беспалов учатся на втором курсе Амурского педагогического колледжа, музыкальное отделение. Их педагог Зинаида Ильина предложила юношам проверить здесь свои силы. В Амурском хоре чувствуют себя как рыба в воде. Антон пел у себя дома, в народном хоре села Никольского Белогорского района, а Юрий - в белогорской «Казачьей вольнице». Оба уверены, что русские народные песни - это музыка души. Впрочем, это не мешает Беспалову восторгаться тяжелым и металлическим роком. Мария Амплеева - пятикурсница Благовещенского педагогического университета. Как поступила в вуз, так и пришла в хор. Народную песню обожала еще в бытность проживания в Ивановке, где активно занималась в художественной самодеятельности. Елена Колосовская, инженер-технолог авиационных перевозок, тяготеет к хоровому пению давно. Здесь уже 7 лет. Ей не нравится музыка, которая звучит сегодня на телеканалах - от этого душа не поет. Недавно ее 14-летний сын воскликнул: «Мама, после репетиций ты возвращаешься возвышенной, неземной». Бывали дни веселые... Все, кто знаком с Амурским народным хором, а тем более кто сам долгие годы занимался там, с ностальгией вспоминают времена расцвета коллектива. Почти полвека назад, в 1958 году, Благовещенск шумно отмечал 100-летие со дня своего основания. (Тогда никто еще не подозревал, что город возник на два года раньше.) На сцене Дома офицеров, где проходил праздничный концерт, выступил и Амурский народный хор, созданный при Доме народного творчества областного управления культуры в самый канун юбилея. Его создатель, заслуженный работник культуры РСФСР композитор Евгений Николаевич Лыткин потом вспоминал: «Это было счастливое для всех нас время. В хор пришли молодые, одержимые, любящие народную песню и пляску певцы, танцоры, музыканты». Помимо русских народных и современных советских песен, в репертуар стали включать произведения, написанные местными композиторами - руководителем хора, а также Абрамом Ривлиным (кстати, он был заведующим отделом «Амурской правды») и Геннадием Павловым. Сотни выступлений по области и за ее пределами, постоянная шлифовка программ еще больше подняли авторитет амурского коллектива. В результате Москва трижды (в 1963-м, 1967-м и 1973 годах) приглашала Амурский хор на ВДНХ для демонстрации самодеятельного искусства. Тогда же состоялись его концерты по Всесоюзному радио и телевидению. Апофеозом существования Амурского хора явилось его выступление далеко за пределами страны - в Чехословакии. В 1970 году Министерство культуры РСФСР направило этот коллектив на фестиваль славянского фольклора, где амурчане стали лауреатами. В 1977 году хор возглавил композитор Владимир Пороцкий, обогативший репертуар фольклором уральских, забайкальских и донских казаков-переселенцев. Много песен о пограничниках, строителях и хлеборобах создали для коллектива Гертруд Пиджуков, Николай Лошманов и новый руководитель коллектива. В 1982 году разразился очередной кризис: на протяжении трех лет хор оставался без руководителя. Однако благодаря энергичным усилиям хормейстера Нины Супрун об Амурском хоре снова заговорили как о высококлассном коллективе. Он гастролировал в Хабаровске, участвовал в фестивалях искусств «Амурское пограничье» и «Огни магистрали», съездил в Москву, принял участие в декаде литературы и искусства Приамурья в Туркмении. Как говорится, золотыми буквами были вписаны в историю Амурского народного хора такие имена, как хормейстер Юрий Карпаев и музыкальный руководитель Леонид Израйлов, возглавивший в 1988 году художественное руководство хором. Свой тридцатилетний юбилей хор встретил в расцвете исполнительского мастерства. Артистов чествовали, гремели фанфары, в воздухе ощущался свежий ветер перемен, но никто не ожидал тогда, в конце 80-х годов прошлого века, что перестройка, начатая по инициативе Горбачева (КПСС всегда поддерживала художественную самодеятельность), приведет к падению самой партии и для народного искусства в России наступят тяжелые времена... Хочется встретить юбилей Александр Сапалов руководит Амурским народным хором уже четвертый год. Ему досталось непростое наследство. До него тут работал Иван Семилетов, который в меру своих сил и возможностей поддерживал хор на плаву. Не секрет, что во времена ельцинских «реформ» больше всего досталось русскому народному творчеству. Амурский хор забыл о поездках по области - денег на его содержание выделялось недостаточно. Высокопрофессиональных баянистов в Приамурье, по словам руководителя, сейчас можно по пальцам пересчитать. Мужчины, а на 99% баянисты - это мужчины, ушли заниматься другим, более прибыльным делом. - Каждому участнику хора я бы поставил памятник! - говорит Александр Павлович. - Они же любители: приходят после работы или учебы, уставшие, нервные, денег за свой труд у нас не получают. Наконец-то у нас хорошие хормейстеры: педагог Амурского педколледжа Зинаида Ильина и выпускница Хабаровского института культуры и искусства Наталья Кочеткова. Располагаем живой музыкой: есть свой ансамбль русских народных инструментов. Я и Владимир Забелло - баянисты, ударник Владимир Неежко и контрабас-балалайка Владимир Брагинец. При этом каждый при необходимости может играть на другом инструменте, ведь мы ограничены в увеличении состава. «Не больше двадцати!» - такое указание. Иначе в случае гастролей возникнут материальные затруднения. Правда, недавно областной Дом народного творчества, ведомый Вячеславом Видякиным, потратился на наши костюмы. Думаю, очередной период становления коллектива кончился. Мы значительно омолодили хор, средний возраст - 30 лет. У нас появилось пять мужчин. Еще недавно давали по 5-6 концертов в год, сейчас - такое же количество в месяц. В столице Еврейской автономной области дали концерт по приглашению местной филармонии. Планируем выступить в Китае... К сожалению, как и другие творческие коллективы, имеем завистников и недоброжелателей. Им кажется, что они запросто могли бы добиться большего. Но это кажущаяся простота. Как ни трудно, мы полны желания встретить свой полувековой юбилей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии