Пассажиров в салонах гораздо больше, чем посадочных мест: горожане готовы ехать друг у друга на коленях, лишь бы не опоздать на работу. Эта ситуация повторяется и вечером, когда жители спешат уехать домой. Как решается проблема пассажирских перевозок в Благовещенске, корреспондент «АП» выяснял у начальника отдела по организации транспортного обслуживания населения управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Игоря Пашкевича.

Один автобус вместо трех

 Во всех городах с населением более 100 тысяч существует такая проблема, как час пик, и Благовещенск, в котором проживает более 200 тысяч человек, не исключение,  отметил Игорь Пашкевич.   Практически все предприятия начинают свою работу с 8 часов утра, в это же время начинаются занятия во многих учебных заведениях. Люди зачастую выходят на остановку за 1520 минут и хотят вовремя уехать на работу или в институт. Но когда горожане в одно время в большом количестве скапливаются на остановках, то справиться с таким пассажиропотоком очень тяжело.

Была идея перенести занятия для студентов на час позже  это могло бы разгрузить движение общественного транспорта в утренний час пик. Но руководство вузов такое решение проблемы не устроило, так как им не с руки было менять устоявшееся расписание, да и в целом отлаженную жизнь вузов. Тем не менее, по словам Игоря Эдуардовича, после прошедшего конкурса на пассажирские перевозки в городе наконец-то появился порядок.

Автобусы ходят по графику, и их достаточно, чтобы уехали все пассажиры. Сейчас горожан возят 80 муниципальных автобусов и около 350 «Газелей». Сами жители не отрицают, что маршрутки ходят часто, но, как правило, микроавтобусы забиваются под завязку еще на конечной остановке, например у областной больницы, и едут до центра не останавливаясь.  

— Действительно существует такая проблема, что маршрутки одна за другой проходят мимо остановок,  согласился Игорь Эдуардович. — Единственное решение  это увеличение посадочных мест. В этом году автоколонна закупила 20 автобусов, которые скоро должны перегнать из Владивостока в Благовещенск. Они рассчитаны на 20 посадочных мест, но в них можно будет проехать и стоя.

Кроме того, администрация будет создавать условия, чтобы у предпринимателей, обслуживающих отдельные маршруты, появилась возможность выпускать на линию автобусы большей вместимости. Сейчас они ведут работу по выбору приемлемых транспортных средств, чтобы они соответствовали критериям цены и качества и нашим климатическим условиям, возможно, это будут автобусы китайского производства. Предприниматели уже сами пришли к выводу, что необходимость такой замены есть, и некоторые из них готовы приобретать автобусы большей вместимости, заменяя ими «Газели».

Очевидна экономическая обоснованность такого решения, ведь таким автобусом можно будет перевезти примерно в три раза больше людей, чем одна маршрутка, а значит, и прибыль будет больше. Расход дизтоплива у автобусов китайского производства будет такой же, как у «Газели» расход бензина, и это, безусловно, тоже выгодно. И последний аргумент — такой автобус заменит три «Газели», которые обслуживают три водителя и которым нужно платить зарплату, а здесь удастся сэкономить на оплате труда. Поэтому возможно, что через несколько лет большие автобусы вытеснят своих «братьев меньших».

Такая картина наблюдается во многих крупных городах. Например, в Хабаровске все микроавтобусы используются только на пригородных перевозках, а по городу ходят большие автобусы, в основном это южнокорейские DAEWOO. Прежде всего это связано с их надежностью в эксплуатации, прочностью кузова и доступной ремонтной базой.

Контроль по спутнику

В отделе транспортного обслуживания населения также считают, что помимо того, чтобы дать «частникам» возможность выпустить на линии автобусы большей вместимости, необходим контроль за их передвижением. Для того чтобы автобус не ушел «налево», в городской диспетчерской службе вводится в эксплуатацию новая система мониторинга движения общественного транспорта.

Навигационная система уже установлена на пяти микроавтобусах, а к лету ею будет «окольцован» весь общественный транспорт в Благовещенске. На каждом автобусе и маршрутке установят датчик, который через спутник будет посылать данные диспетчерам. За передвижением автобусов будут следить компьютеры со специальным программным обеспечением, которое позволит отследить время работы автобуса, его маршрут и даже скорость движения.

В Благовещенске также актуальна проблема некультурного и грубого поведения водителей. К ним выдвигается ряд требований: он должен выглядеть опрятно, не курить во время движения, не включать громко музыку и не грубить. Но зачастую эти правила игнорируются.  

— К нам поступают обращения от пассажиров, и поскольку у администрации есть договоры с перевозчиками, то мы реагируем на любой звонок,  подчеркивает Игорь Эдуардович.  Если известен номер автобуса и время, когда произошло нарушение, то можно выйти на представителя данного маршрута и разобраться в сложившейся ситуации. Меры к водителям порой применяются жесткие. Например, в начале этого года мы получили официальный ответ, что водитель одного из маршрутов уволен за то, что нахамил пассажиру. Поэтому, конечно, нужно знать свои права и не бояться их отстаивать.

Возрастная категория материалов: 18+