Это больше, чем официально зарегистрированная цифра после Великой Отечественной войны. В течение последних пяти лет почти ежегодно находится в розыске от 50 до 60 тысяч несовершеннолетних, самовольно ушедших от родителей или из детских воспитательных учреждений. В Благовещенске из 47 тысяч детей порядка 600 состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Примерно 100 из них, по данным милиции, это «хронические беглецы». Все они в первую очередь подвержены риску любого насилия со стороны сверстников и взрослых.

Реферат  в позе «лотоса»

После перенесенной клинической смерти жителя Благовещенска «заклинило» на малолетках На днях сотрудники следственного комитета УВД по Амурской области закончили расследование еще одного громкого уголовного дела в отношении педофила — обвинительное заключение ушло в суд. Это уже третья за последний год криминальная секс-история в Благовещенске с участием детей. На сей раз под прицел фотообъектива растлителя попали две малолетние ученицы одной из благовещенских школ, младшей из которых на момент преступления было всего восемь лет!

Все началось с безобидного желания стать участницами фотоконкурса и получить приз. Ну скажите, какая из девчонок сегодня не мечтает стать фотомоделью. Ведь это так красиво, интересно и заманчиво. Только вместо обещанного конкурса наивные дети попали в виртуальный секс-альбом. Сестра одной из пострадавших принесла домой визитку. На яркой карточке была изображена девочка, гуляющая в парке, указаны имя фотографа (Александр Николаевич) и номер сотового телефона. Подружки решили позвонить по указанному номеру. Фотограф пригласил их на встречу. Однако вместо студии (там якобы ремонт) предложил пройти к нему домой. Девчушки согласились, поскольку дядя фотограф пообещал, что их фотографии обязательно будут участвовать в фотоконкурсе и они могут выиграть деньги.

 Сначала не происходило ничего запретного, чтобы «приручить» детей, мужчина их просто фотографировал и назначал очередную встречу,  рассказал «АП» следователь по особо важным делам следственной части следственного управления УВД по Амурской области Александр Мартынов.  Девочки приходили в гости в незнакомую трехкомнатную квартиру, по их словам, раз семь. И только после этого мужчина предложил им «фотографироваться обнаженными  снять полностью всю одежду, в том числе и трусики». Девочки отказались — им было стыдно.

Но дядя Саша сказал, что если они не будут фотографироваться голыми, то не получат денег. Фотограф был так настойчив и убедителен, что дети все же согласились раздеться. Ведь таковы были «условия конкурса»! «Он сказал нам, что мы получим много денег,  говорит одна из участниц секс-съемок. — Дядя Саша показывал, как нужно встать... Потом мы пошли домой».

По признанию девочек, им было очень стыдно об этом вспоминать. Тем не менее (о детская наивность!) девчонки на следующий день снова пришли к подозрительному фотографу, как он им сказал. Они почему-то подумали, что «больше обнаженными он их фотографировать не будет». Но все повторилось, только фотограф был еще более настойчив (когда они отказались раздеться, стал ругаться, чем испугал детей), а позы, в которые он заставлял становиться малолеток,  более откровенными. «Дядя Саша говорил, что надо принять, например, позу «лотоса» или наклониться... Фотографировал все части тела, трогал за разные места». Больше подружки к фотографу не приходили, а иначе еще неизвестно, чем бы закончилась эта история с учетом все возрастающего аппетита педофила.

По словам растлителя, все началось с 1993 года, когда он дома якобы перенес состояние клинической смерти (по данному поводу в больницу не обращался). После этого у него появилось влечение к малолетним девочкам. Он часто фотографировал детей  снимки делал для себя и нигде не распространял. Что касается этой истории, мужчина осознавал, что девочки малолетние, но сдержать своего желания увидеть их обнаженными не смог. Потом не хотел их трогать руками, но «испытал сильный подъем эмоций»... А что же соседи по подъезду? Малолетки ведь приходили к педофилу среди бела дня  когда жена на работе и детей не было дома. Неужели никто не заподозрил неладное? Оказалось, что в квартиру на шестом этаже «ходит много народу разных возрастов — и несовершеннолетних, и старше». Этот факт соседи связывали с тем, что гражданин Р. занимается компьютерами. Одна из женщин заметила: «Я думала, что, возможно, он делал курсовые и рефераты для студентов и школьников». Вот такой вот получился реферат  в позе «лотоса».

* * *

Почему дети становятся жертвами маньяков?

Даже не припомню такого, чтобы за короткое время в нашем небольшом, по российским меркам, городе выявили сразу трех маньяков-педофилов, а в криминальных секс-историях пострадало столько детей. В чем причина: появилось больше растлителей? Или просто милиция стала работать лучше?

 И то и другое,  считает начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД по Благовещенску, подполковник милиции Татьяна Болотина.  Посмотрите, что сегодня происходит на телевидении и в Интернете — открыто пропагандируют любой секс, включая и секс с несовершеннолетними. Все это приводит к падению духовности, нравственных ценностей, зато буйно «расцветают» низменные чувства. Надо признать, и милиция стала работать лучше в данном направлении. Практически все преступления по маньякам-педофилам были выявлены, когда мы усилили индивидуально-профилактическую работу с детьми за счет школьных инспекторов.

Нет времени на «почему»

Странно, но факт: родители в большинстве случаев только от милиции узнают, что их ребенок подвергается насилию или сексуальным притязаниям. Так было и когда оперативники благовещенского УГРО весной прошлого года выявили первого растлителя, снимавшего «клубничку» с несовершеннолетними на видео, и в последнем случае, когда развратник устроил перед фотообъективом «конкурс на раздевание» для самых маленьких.  

— Нам эту информацию зачастую дают сами дети или посторонние люди. И если каждый из нас не будет оставаться равнодушным, станет обращать внимание на тех, кто живет рядом в одном подъезде, доме, особенно на детей, то таких фактов будет выявлено намного больше,  уверены инспектора ПДН.  

 Меня поражает: неужели мама, зная, что малолетний ребенок идет фотографироваться на какой-то конкурс, не хочет посмотреть, как этот процесс осуществляется?  недоумевает Татьяна Болотина.  Что это за конкурс, что за фотограф, где находится студия? Родители ведь могли поинтересоваться. А потом, где фотография? Сегодня даже самые элементарные соблазны могут быть очень «ядовитыми». Поэтому надо интересоваться, чем ребенок в течение дня занимался.

Казалось бы, такая безобидная фраза, как «дяденька на улице дал конфетку», должна маму или папу насторожить. Это мог быть повод для совращения. В этой конфетке мог быть наркотик! В школах сегодня есть предмет ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности, но правила личной безопасности каждому ребенку должны объяснять дома, считают и работники милиции, и психологи. Надо не просто запрещать  этого нельзя делать, а объяснять, почему именно нельзя. На это «почему» уходит время, а родителям его жалко. Папе так хочется посмотреть футбол, а маме  любимый сериал. К слову, о телепередачах.

— Спрашиваю у ребятишек: что вы любите смотреть по телевизору?  поделилась с «АП» воспитатель одного из благовещенских детских садов.  И знаете, что говорят? «Счастливы вместе», Комеди Клаб и Анфису Чехову! А потом мы удивляемся, что несовершеннолетние девчонки идут «на панель».

«Малолетки у нас «на панели» не стоят  мы их постоянно вылавливаем», — возразили в отделе по делам несовершеннолетних. Но и с теми, кто уверяет, что подростковой проституции у нас сегодня нет, там тоже не согласны. Ведь наличие тех самых педофилов, которые за деньги, пиво и сигареты развращали школьниц, говорит о том, что есть дети, которые покупаются на их уловки. А это и есть самая настоящая подростковая проституция.

Нехватка внимания и ласки

На первого педофила, арестованного весной 2007 года, сыщики из благовещенского УГРО вышли, когда пропала школьница. Не предупредив маму, она уехала к отцу в деревню — но это станет известно потом. А вечером поднятые по тревоге инспектора ПДН опрашивали подруг, и тут выяснилось, что Катя может быть у некоего дяди Вити, который к ней часто приезжает и куда-то увозит на машине. За эту ниточку и потянули. Случилось бы все это, если бы Катя с мамой были подругами? Конечно, нет. Отношения у двух самых родных на свете людей были натянутые. К тому же не было согласия в вопросах воспитания дочери у разведенных супругов. Когда мама предъявляла дочери требования к учебе, та уезжала к отцу в деревню, где получала полную свободу. Маме она говорила одно, папе  другое. Когда в родителях согласья нет, проконтролировать, где  правда, а где  ложь, трудно. Дочка часто уходила с последних уроков. Мама об этом не знала, потому что в школу не ходила и делами ребенка не интересовалась. Между тем девочка в свои двенадцать была хорошо развита физически, не ходила ни в какие кружки, потребности росли, а для этого нужны карманные деньги...

И в этой криминальной истории, и в другой, где мужчина пенсионного возраста развращал юных воспитанниц интерната, оперативников поразило, что многие девочки неохотно давали показания и даже встали на защиту совратителей. Та же 12-летняя Катя своего «секс-друга» называла то папой, то дядей. И взрослые так и считали, что за девочкой в школу приезжал ее родной дядя. Оба педофила отчасти действительно выполняли родительские обязанности. Покупали девочкам сладости, возили на Зею купаться, один даже покупал билеты и возил детей в цирк. Вот такой вот «добренький». Девочки получали от них то, чего не получали от своих родителей, — внимание, ласку. Это компенсировало факт насилия. К тому же до определенного возраста дети не воспринимают секс как какое-то ЧП со своим здоровьем. Они воспринимают это, скорее, как приключение.

Вечная занятость

 Вчера мама привела к нам дочь для беседы  девочка уходила из дома уже десятки раз. Так начинать надо не с нас, не с милиции, а с себя,  рассуждают инспектора ПДН.  Девочка ведь уходит почему-то. Что-то ей нравится на улице и не нравится дома. Когда-то мама, как говорится, отпустила вожжи, не подозревая, к чему это приведет. И та пошла, а улица подобрала. Где гарантия, что и эта девочка не проводит время с каким-нибудь развратником?

«Как уследить за ребенком, ведь я постоянно на работе?»  оправдывают многие мамы допущенные издержки в воспитании дочери или сына, когда их вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних.

  А остальные что, не работают? Почему наши дети не пьют, не убегают из дома?  удивляется та же Татьяна Болотина.  Вот я, например, тоже работаю сутками — меня порой поднимают с постели даже ночью. И у меня тоже есть сын, за которого мне не стыдно. Конечно, у большинства родителей нет возможности (да и незачем) караулить ребенка с утра до вечера. Но знать, с кем он дружит, где находится в данный момент  в школе, секции, учит уроки,  взрослые обязаны.

У ребенка может быть своя тайна, говорят психологи. Но должен быть и взрослый человек, которому он сможет доверить свой секрет. Желательно, чтобы это был кто-то из близких  мать, отец, бабушка. Не обязательно лезть ребенку в душу. Нужно просто контролировать его поступки. А еще с самого раннего детства у сына и дочки обязательно должен быть круг своих обязанностей по дому. Ребенок должен быть постоянно чем-то занят, чтобы не оставалось времени на ничегонеделание и праздное шатание по улицам. «За секцию или кружок надо платить, а у меня нет лишних денег», — возразила мама одной из девочек, которая попала в «гарем» к благовещенскому педофилу. 

К сожалению, этой же позиции придерживается немало родителей.  

— Часто мы сталкиваемся с тем,  говорят в милиции, — что на выпивку родители деньги находят, а чтобы сводить ребенка в парк или в кино— нет. Учится дочка на тройки, ну и ладно. Пропустила без уважительной причины занятие в школе, ничего страшного. Потом, когда ребенок стал постоянно убегать из дома или совершил какое-то правонарушение, они приходят в инспекцию по делам несовершеннолетних: «Помогите!» Но уже слишком поздно.

Выбиваясь из последних сил, дефицит любви многие родители пытаются компенсировать различными презентами. Социологи выяснили, что сегодня большинство родителей в российских семьях уделяют своему ребенку внимания, полноценно общаясь, только... 15 минут в день. А как же желанное удовлетворение жизненной потребности в общении, в принятии, в признании, в родительской любви, душевной теплоте? Вместо всего этого детям предлагается какой-то эрзац любви в виде покупок. Но никакие вещи не способны заменить детские эмоциональные потребности. Они создают лишь иллюзию «удовлетворения». Быстро формируется зависимость от такого «допинга»  ребенок становится потребителем. А недостаток внимания и общения он восполнит на улице. Только к чему это приведет...

КСТАТИ

На что надо обратить внимание

— Ребенок пропускает в школе уроки, у него пропал интерес к учебе.

— Стал пассивным, замкнутым.

— Не смотрит родителям в глаза (бегающий взгляд).

 Стал слишком часто уходить из дома, проводить время с новыми друзьями.

— Это повод насторожиться и постараться осторожно, без давления, вызвать дочь или сына на откровенный разговор. 

Если в отношении вашего ребенка произошло насилие

Поговорите с ребенком наедине, уточните место и время событий, кто мог что-то видеть. Лучше записать рассказ на диктофон. Не откладывая, надо документировать происшедшее: телесные повреждения зафиксировать у хирурга в травмпункте (при этом в журнал должно быть записано, при каких обстоятельствах ребенок получил травмы), психологическое состояние ребенка можно зафиксировать у невропатолога, педиатра или подросткового терапевта. Можно обратиться в службы психологической помощи, которые есть в вашем городе. Напишите заявление в милицию, прокуратуру, если насилие произошло в учреждении, то необходимо написать заявление руководителю данного учреждения с требованием расследования случая и его официальной фиксации. При этом родители должны знать, что образовательные учреждения обязаны составлять акты по установленной форме во всех случаях травм у детей, полученных во время нахождения в образовательном учреждении, и сообщать о них. Заявление надо составлять в двух экземплярах.

Жестокость порождает жестокость

Сексуальным домогательствам ребенок может подвергаться даже в своей собственной семье — со стороны отчима, иногда  даже собственного отца. Как показывает жизнь, чаще всего женщины предпочитают не поднимать шум — стыдно, если об этом узнают знакомые, соседи... Мать делает вид, что ничего не произошло, замалчивая случившееся. Не обратившись к специалистам вовремя, она оставляет психологическую травму закрытой, и это потом скажется на здоровье и судьбе дочери.  

— И что самое страшное: порой, вместо того чтобы защитить собственного ребенка, женщина принимает сторону развратника-сожителя, обвиняя во всем дочь. Даже если дело касается необязательно сексуального  любого насилия над детьми, мать всегда стоит перед выбором: мужчина или ребенок? И чаще всего чаша весов не в пользу последнего,   констатирует Татьяна Болотина.

Всякое насилие  это яд для души, тем более для детской, говорят психологи. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пережившие психическую травму, развиваются дальше с определенными эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они испытывают трудности при создании собственной семьи, не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Одни становятся чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Другие решение своих проблем находят в криминальной среде. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий. Не зря говорят: жестокость порождает жестокость.

Возрастная категория материалов: 18+