Нани Брегвадзе сумела пройти сквозь несколько эпох, не потеряв своеобразия и собственного лица, всегда оставаясь заметным явлением. Ее феномен не только в том, что она уже полвека на эстраде и сумела не наскучить зрителям. Уникальность певицы — в редкой приверженности раз и навсегда выбранному жанру романса, в котором она достигла невиданных высот.
Голос Нани Брегвадзе — неповторимый, обволакивающий, проникающий в душу. Ее появление на сцене всегда отмечено благородством и величием. Элегантный стиль, врожденное достоинство, возвышенные чувства и изысканная манера — таково пение Нани. Брегвадзе настаивает на том, что грузинское исполнение романсов не сравнить ни с каким другим: грузины чувствительны и открыты, возвышенны и эмоциональны.
Эта гордая женщина живет, руководствуясь булгаковскими принципами: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего — в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Поэтому, снимая в Москве квартиру, знаменитая Нани так и не обзавелась собственной. В этой певице есть то, что называется емким словом «порода»: врожденное благородство манер, великодушие и деликатность поведения.
Когда я вижу ее на концертах или за кулисами, она всегда выделяется среди других актрис королевской осанкой, стройностью и изяществом манер не нашего века. Она в сто раз красивее тех, кто моложе ее вдвое, всегда элегантно одета — часто в черное, как истинная грузинская женщина. Эта певица давно восхищает меня. Мне доводилось дарить ей цветы на концертах в Москве, но личное знакомство состоялось совсем недавно. После концерта я был приглашен в гримерную Нани Брегвадзе, и она согласилась на интервью.
— Нани Георгиевна, почему грузинский народ так талантлив?
— Это влияние нашей замечательной природы. Весна — пора цветения и надежды, очень красивое и поэтичное время в Грузии. А осень у нас действительно золотая, неописуемой красоты. У нас всегда тепло. Нашей стране повезло. Вот в Италии тоже дивная природа и славная история. Какая это была империя, какая слава! А что теперь? Где былое величие и таланты Греции, Византии? Все куда-то ушло...
— Слышал, что вы имеете собственный виноградник?
— Один молодой человек подарил мне виноградник. Мой друг сказал: «Оно такое же чистое и красивое, как вы». Очень вкусное вино, натуральное, ароматное. В Тбилиси висит большой рекламный щит. Мои друзья шутят, что у знаменитых грузинских вин теперь появился серьезный конкурент — «Виноградник Нани Брегвадзе».
— Расскажите об атмосфере вашего дома, где вы выросли.
— Наш дом был открытым. Гости могли появиться часа в два-три ночи. В одной комнате помещалось иной раз человек 60. Какие выдающиеся необыкновенные люди приходили в наш дом! Искрился юмор, звучали тосты, песни. Я постоянно чувствую ностальгию по тем временам. У меня дивные воспоминания о Тбилиси тех лет. А на долю моих внуков выпала эпоха испытаний — война, революция, разруха. Вы же знаете, в Грузии не было электричества, горячей воды. Ее и сейчас нет, но все как-то приспособились, поставили колонки. И что будут вспоминать наши внуки? Это я могу вспоминать бесконечно: у меня были потрясающее детство и восхитительная молодость. Надо быть за это благодарной судьбе.
— Когда вы начали петь?
— Лет с восьми. Я пела застольные и салонные песни, романсы. Не народные, это совсем другое. Моя семья была очень музыкальная: тетки, бабушка, прабабушка. Моя тетя Кэтэван, ей сейчас 89 лет, недавно спела мне песню, слова которой я немедленно записала: «Умоляю, отвечай скорей...» Это песня не для сцены — очень интимная. Как эмоционально и музыкально она в свои 89 поет!
— Есть ли у вас любимые романсы?
— Никто не знает моих любимых романсов — они непопулярны и забыты. Например, «Левкой» написан на уровне классического романса, и в нем скрыто столько нюансов. Люблю романсы «Дитя и розы», «Снегурочка», «Калитка», «Газовая косынка» и «Эта роза стыдливая чайная».
— Грузинским женщинам свойственна самостоятельность?
— Женщины моего поколения работали для удовольствия: деньги зарабатывали мужья. А потом все перевернулось — женщины стали содержать семьи. Мой муж был очень порядочным человеком. Он уважал мою деятельность, хотел, чтобы я продолжала петь. Но самому ему трудно было реализоваться. Когда дочь вышла замуж, родился внук, он понял, что мешает мне, и ушел. Я сама никогда не оставила бы его. А ему было нелегко, ведь меня никогда не было дома, и он безумно нервничал. Может быть, в том, что он не состоялся, виновата я. Я не думала отдавать всю свою жизнь искусству. Но все в жизни предопределено и идет так, как надо.
— Что для вас значит успех?
— Я всегда относилась к нему спокойно. С ансамблем «Орэро» я объехала весь мир, меня начали узнавать повсюду. Когда мы записали «Рябину», я услышала, как на улице повсюду напевают «Ах, эта красная рябина...» В овации я не верю. Мне важно, чтобы на концерте присутствовал хотя бы один человек — интеллигентный, понимающий музыку, который способен был оценить мое выступление. Я не считала себя певицей: думаю, музыка — мое хобби. Когда получила звание народной артистки СССР, это было что-то! Думала, вся Грузия сойдет с ума от гордости и любви ко мне. Я была первой! Со всего Союза мне звонили, килограммами приносили телеграммы, в том числе и поздравления от Ивана Козловского, очень меня любившего. Званий у меня много: почетный гражданин Тбилиси, певица ХХ века, лауреат премии имени Шота Руставели...
— Вы любите грузинскую кухню?
— Предпочитаю французскую, итальянскую, русскую. Но собственная фантазия у меня на нуле. Заниматься кухней я не люблю: слишком много это отнимает времени. В Москве мы живем с внуком Леваном, снимаем квартиру у Никитских ворот, возле грузинского посольства. Но даже ради внука я не могу заставить себя проводить больше времени у плиты.
— Как вы относитесь к деньгам?
— Просить за других проще, чем за себя. Вот уже пять лет я снимаю квартиру. Но я не могу заставить себя пойти просить, чтобы кто-то мне помог. Я должна иметь свое. Это свойство характера. Все само придет. Конечно, надо стараться жить красиво, если возможно. Но иногда Бог дает больше, чем материальные блага, и это надо ценить.
— У вас часто выходят диски?
— Раньше их было много, сейчас мало. Есть замысел выпустить всю антологию моих песен — от первой до сегодняшнего дня. Из моих архивных записей можно сделать прекрасные альбомы старых песен, которые всегда хочется вспомнить. Голос у меня сейчас звучит не так чисто, как в молодости, но зато появились особые нюансы.
— Вы любите выступать в сборных концертах?
— Не очень. Трудно выступать перед случайной, разношерстной публикой. Но нельзя отказывать: нельзя, чтобы тебя забыли, и нельзя выказывать неуважение к тому, в честь кого проходит концерт. А вот люди, которые приходят на твои сольные выступления, — твои безраздельно. -
— Вы волнуетесь выходя на сцену?
— Как можно не волноваться? Иногда в начале концерта даже голос пропадает на нервной почве, первые две-три песни — это вообще не я, не мое пение. Меня нужно простить за них. В это время идет знакомство с публикой. Но они тоже первые песни не слушают: смотрят, как выглядит артистка, как одета, нравится не нравится. А потом публика превращается в одно целое. И я хочу их всех обласкать. Хочется обнять их и прижать к сердцу. Когда мне подносят цветы, я смущаюсь: человек потратил деньги, время нашел, чтобы купить их. Это надо ценить, за это надо благодарить. Ни в коем случае не относиться к букету с небрежностью. Публику надо уважать. Я правда отдаю зрителям все.
Досье «АП»
Нани Брегвадзе родилась в 1938 году в Тбилиси. С 1958 года — солистка Грузинской филармонии. Народная артистка СССР (1983). Народная артистка Грузии (1974). Последние годы живет и выступает в Москве.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии