Согласно закону, главы сельсоветов могут оказывать пять видов нотариальных услуг. В них входит оформление завещания, доверенности, заверка копии, свидетельство о подлинности подписи и принятие мер к охране наследственного имущества. Нововведение, по словам министра юстиции РФ Юрия Чайки, коснется прежде всего глубинки — отдаленных поселений, в которых нет нотариусов. В Приамурье выполнять новые функции смогут свыше 200 человек: на более чем 300 населенных пунктов приходится только 42 нотариуса, причем 14 из них работают в областном центре. Фактически получается, что закон позволяет совершать нотариальные действия людям без специального образования, поэтому профессиональные юристы к нововведению относятся настороженно.
— Практика, когда некоторые должностные лица могут выступать в роли нотариусов, в нашей стране существует давно, — рассказал «АП» президент Нотариальной палаты Амурской области Андрей Берлов. — Главы сельских администраций — не единственные должностные лица, которые имеют такое право. Этими полномочиями наделены также начальники колоний, главные врачи стационарных лечебных учреждений, командиры воинских частей, капитаны судов, сотрудники дипломатических консульств. Но, насколько мне известно, большинство из них не спешат пользоваться своими полномочиями.
Работа с документами, будь то завещание, доверенность или простая копия, — дело непростое. И если нет определенных знаний, опыта и практики, можно допустить ошибки, которые будут иметь самые неприятные последствия. Тем не менее главный нотариус Приамурья согласен с тем, что иногда новые полномочия глав сельсоветов играют важную, буквально спасительную роль. Случаи, когда необходима скорая юридическая помощь, могут произойти в жизни каждого человека. Так, отсутствие нотариуса остро ощутили на себе жители села Овсянка Зейского района. Во время наводнения многие из них нуждались в нотариальных услугах: люди в экстренном порядке оформляли различные документы. Нотариусы из районного центра, по словам Андрея Павловича, с возникшим объемом работы справиться не смогли.
Оправдано возложение на глав сельсоветов, по мнению Андрея Берлова, и еще одной функции — принятия мер к охране наследственного имущества. Это означает, что если в селе умрет какой-нибудь одинокий житель, то глава-нотариус сможет назначить ответственное лицо, которое будет охранять имущество покойного от посягательств нечистых на руку односельчан до тех пор, пока оно не перейдет к законным наследникам. Для многих руководителей сельских администраций «новые» полномочия не совсем новы. Те, кто занимает свой пост длительное время, уже сталкивались с подобной практикой. В прошлом веке главы сельсоветов имели право совершать действия нотариального характера, в начале 90-х лишились этих полномочий, а сейчас вновь их обрели.
Руководителю администрации села Андреевского Ивановского района Анне Литовской также когда-то приходилось выполнять функции нотариуса. Однако правила работы с документами с того времени сильно изменились. К такому выводу Анна Викторовна пришла, изучив новую должностную инструкцию.
— Я считаю, что прежде чем главы сельсоветов приступят к новым обязанностям, им необходимо пройти хотя бы минимальное обучение, — отметила Анна Литовская. — У меня, например, есть вопросы по заполнению новых форм документов. Поэтому буду обращаться к главе районной администрации с просьбой организовать семинар, на котором мы могли бы получить необходимые знания.
Как нам удалось выяснить в Нотариальной палате Амурской области, вопрос централизованного обучения глав сельских администраций нотариальным премудростям пока остается открытым. Скорее всего, решать эту проблему будут постепенно и в индивидуальном порядке, ведь по закону оказывать образовательные услуги должностным лицам никто не обязан.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии