Спустя почти шесть лет в Приамурье возобновляется сооружение железнодорожной ветки к месторождению. До этого представители компании побывали в Якутии, а затем облетели трассу будущей железной дороги. Облет закончился в поселке Горный совещанием по координации действий подрядных организаций. В нем приняли участие заместитель председателя областного правительства Александр Нестеренко, глава Зейского района Николай Лихогруд, руководитель проекта строительства железнодорожной линии Александр Дудников, генеральный директор ОАО АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин, руководитель ООО «Северо-восток Трансстрой» Владимир Михайленко и главы подрядных организаций.

В 2001 году к месторождению уже проложили 60 километров железнодорожного полотна, построили вахтовые поселки, перевалочную базу для строителей, выполнили путевое развитие разъезда Улак. Но уже через год по решению российского правительства этот объект был исключен из инвестиционной программы, и строительство было приостановлено. Однако в октябре прошлого года контрольный пакет акций ОАО «Эльгауголь» и «Якутуголь» на аукционе приобрела известная российская компания «Мечел». Она является одной из крупнейших в стране, объединяющей производителей угля, железорудного концентрата, никеля и стали. Купив активы ОАО «Эльгауголь», компания получила доступ к крупнейшему месторождению высококачественных коксующихся углей. Разведанные запасы Эльгинского месторождения оцениваются в 2,2 миллиарда тонн, а по оценкам специалистов, залежи в этом районе могут быть в 15—20 раз больше. Заинтересованная в скорейшей реализации своего угольного проекта, компания «Мечел» в феврале подписала контракт с холдингом «Трансстрой» о проектировании и строительстве железной дороги, которая соединит станцию Улак с Эльгинским месторождением углей. Инвестиции в строительство железной дороги оцениваются в 900 миллионов долларов. Строительство железной дороги станет первым этапом освоения Эльгинского месторождения. На прошедшем совещании были определены сроки реализации строительства — 2 года и 10 месяцев. За это время должно быть уложено почти 300 километров рельсов.

Планируется, что в конце 2010 года на Эльгинском месторождении должна начаться добыча угля. 60-километровый участок железной дороги, который был построен 6 лет назад, придется возводить практически с нуля, так как за эти несколько лет в условиях вечной мерзлоты дорога во многих местах провалилась, а подходы к мостам разрушились. Транспортным строителям также в кратчайшие сроки необходимо осуществить сквозной проезд вдоль будущей железной дороги, а для этого надо восстановить притрассовую автодорогу на участках от 80-го до 120-го километра, а на участке от 120-го до 320-го километра построить новую автодорогу.

По мнению специалистов, самым трудным станет участок от 180-го до 240-го километра, который проходит в долине реки Алгамы. Для строителей эта долина каньонного типа с большой косогорностью доставит массу трудностей. Подрядные организации торопятся с передислокацией, чтобы успеть до наступления паводка. Ведь до окончания работы зимника осталось всего полтора месяца.

— Для Приамурья этот проект выгоден тем, что весь добытый уголь будет перевозиться по железной дороге, которая проходит по территории Зейского района, — комментирует глава Зейского района Николай Лихогруд. — Подрядные организации, которые будут задействованы на строительстве железной дороги, зарегистрируются на территории района, а это принесет хороший доход в бюджет в виде налоговых поступлений. Появятся и новые рабочие места — словом, для экономики это станет мощным стимулом. Железнодорожники уже готовятся к увеличивающимся объемам перевозок угля. По проекту, с Эльгинского месторождения каждые сутки будут уходить до 30 составов с углем. Это увеличит загрузку железной дороги почти в три раза и потребует ее модернизации — реконструкции стальной колеи, строительства дополнительных станций, разъездов. Со стороны руководства области и Зейского района было заявлено об оказании всяческой поддержки строителям в части размещения и получения разрешительной документации, согласований. Александр Нестеренко также заверил, что в ходе строительства будут задействованы амурские подрядные организации.