Проверку инициировал губернатор — амурчане пожаловались ему на воровской беспредел на садовых участках, откуда пропадает весь инвентарь. Едем через весь Благовещенск к окраине. Точный адрес из нас знает только один человек — наш проводник в мир нелегальных приемщиков — начальник отдела промышленности областного министерства промышленности, ТЭК и связи Сергей Малинин. По его словам, в Благовещенске работают четыре лицензированных пункта приема цветных металлов и 13 — черного, еще четыре пункта легально принимают оба вида лома. В целом в области лицензии на прием лома черных металлов имеют 104 организации, цветных — 27. Всех остальных приемщиков можно назвать «пиратами».

— Почему они не хотят получить лицензии? — задает риторический вопрос Сергей Владимирович. — Вовсе не потому, что это дорого — оформление лицензии стоит 1 300 рублей. Дело в том, что для того чтобы ее получить, нужно соблюсти ряд условий по работе специалистов, оборудованию и содержанию территории. На это никто не хочет идти.

Существует перечень предметов из цветмета, которые по закону пункты могут принимать от граждан. В нем фигурирует разная металлическая «утварь»: от ложек и кастрюль до канделябров и утюгов. Если частное лицо захочет расстаться, например, с автодвигателем, то с него должны потребовать техпаспорт машины, чтобы удостовериться, что авто его. Законопослушные приемщики принимать провода, ливневки и люки от населения не должны. Заметим, списка разрешенных к сдаче предметов из черного металла по неизвестным причинам не существует. По инструкции, организация составляет акт приемки, куда вносятся паспортные данные сдающего, описание предмета и пояснение, откуда гражданин его взял. Подпольные скупщики пренебрегают этими правилами и берут что дают, не интересуясь ни личностью принесшего металлолом, ни происхождением самого «товара». При этом сдавать металл на легальных пунктах выгоднее — килограмм меди здесь уйдет за 135 рублей, алюминия — за 37, стали — за 5,7 рубля. На пунктах, работающих «по-черному», лом покупают по более низким ценам.

По информации министерства промышленности, ТЭК и связи, в регионе действуют четыре крупных «черных» скупщика металлолома. Это те, кто отправляет лом металла на продажу вагонами. Так, в Райчихинске предприниматель «специализируется» на этом уже 10 лет. Мелкие же металлоприемщики, работающие незаконно, есть чуть ли не в каждой деревне. Обычно они действуют под вывесками «прием стеклотары» и не гнушаются принимать и бутылки, и металлолом. ...Незаметный бледно- желтый домик, каких в Благовещенске великое множество. Выцветший от времени зеленый забор и неприметная калитка. Вывески нет, это место знакомо лишь постоянным «клиентам» — тем, кто приносит сюда бутылки и что потяжелее. Мы беспрепятственно заходим во двор частного дома. По земле разбросаны железные детали, батареи, решетки, рядом покоится в ящиках стеклотара.

— У вас разрешение есть на прием металлолома? — спрашивают проверяющие чиновники.

— Мы его и не принимаем — только баночки из-под пива, — пожимает плечами работник этого «хозяйства» Игорь.

— А вот батареи у вас откуда?

— Мы отопление проводить будем.

— А куски рельсов для чего?

— Так, на стройку гаража.

Не добившись от Игоря ничего вразумительного, мы ретируемся. Полномочий закрывать такие пункты у министерства нет. Специалисты могут лишь давать «наводку» милиции, которая по отношению к «нелегалам», как правило, ограничивается штрафами до двух тысяч рублей.

На втором объекте нас радушно встречает дедушка в ушанке. На вопрос, принимает ли металл, с радостной улыбкой отвечает: «Беру, все беру». Здесь же на обшарпанной двери висит потрепанная бумажка с ценником: медь, кг — 105 рублей, алюминий — 30. Хозяев, конечно, нет на месте, но «у них есть все документы», — заверяет дед.

В третьей точке хозяев чудесным образом тоже не оказалось на месте. Весь двор здесь забит разного рода железяками, в которых узнаются батареи, детали двигателей, части холодильников и прочий металлический «планктон». Грузовик, наполненный железным хламом, разгружали двое рабочих. На вопрос, есть ли у них разрешение на прием металлического лома, один из них крикнул: — Мы здесь на хлеб зарабатываем! — и добавил уже более спокойно: — На хлеб и на пойло.

У экологов претензий к таким скупщикам нет.

— Это частная собственность, — отмечают чиновники. — Разве может к вам домой участковый прийти и наказать вас за то, что вы полы не моете?! Это то же самое. Результаты проведенных рейдов будут озвучены на межведомственной комиссии, которая пройдет завтра. Для обсуждения борьбы с нелегалами соберутся представители правительства, налоговой инспекции и УВД.