К решению проблемы подключился губернатор Николай Колесов, который буквально отправил чиновников в села для сбора заявок с мест. Каким образом удалось решить «лесную» проблему, выяснял корреспондент «АП».

Закон ударил по дровам

Напомним, Лесной кодекс, вступивший в силу с начала прошлого года, приравнял заготовку дров для домов с печным отоплением к покупке древесины. И если раньше заявки на рубку оформляли в лесхозах, то теперь все договоры должно заключать министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства. Подобным новшеством амурчане остались недовольны: ведь получается, что по закону теперь даже из самых отдаленных поселений заявку необходимо везти в областной центр на подпись к министру. Понятно, что далеко не каждый сельский житель может себе позволить такую поездку. Многим казалось, что заготовка дров находится на грани срыва. Для того чтобы люди не остались на зиму без топлива, губернатор Николай Колесов обязал глав сельских поселений и муниципальных образований провести централизованный сбор заявок и в кратчайшие сроки представить их в министерство. Задача перед главами была поставлена еще в феврале, и сегодня, по словам работников министерства, уже можно подвести итоги.

Лесхоз — министерство — лесхоз

Оказалось, новые условия получения разрешения на заготовку дров нисколько не отразились на результате. На сегодняшний день, по данным министерства имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства, уже подписано более 8 тысяч договоров на заготовку древесины общим объемом свыше 160 тысяч кубометров. В ближайшее время число договоров вырастет до 9200, а объем древесины — до 193 тысяч кубометров. В прошлом году ордеров на заготовку дров было выдано в полтора раза меньше. Представители министерства утверждают, что паника, вызванная новым законом, оказалась преждевременной.

— Проблема, с которой столкнулись жители районов, скорее психологическая, — прокомментировал заместитель министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Федор Дмитрук. — Если раньше за разрешением на заготовку дров селянин шел к лесничему и получал у него ордер, который помещался на одной странице альбомного листа, то сейчас человеку приходится заполнять заявление и подписывать договор на шести листах. Для многих, особенно пожилых людей, это непривычно и даже страшно. Однако сама процедура для жителей не сильно изменилась. Никто не требует от них ехать в министерство за договором. Все заявки также принимают в лесхозах, и через несколько дней здесь же выдают договоры. Работы прибавилось только труженикам лесных хозяйств и нам. Мне, например, за этот сезон пришлось поставить 97 тысяч подписей в договорах. 15 сотрудников нашего министерства выезжали на места, представители лесхозов постоянно приезжали к нам. Делалось все для того, чтобы не доставить населению лишних хлопот. Думаю, нам это удалось.

То, что заготовить дрова удалось в срок, подтвердили и руководители районных администраций. В Октябрьском районе сбор заявок и документов для представления в областное министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства был организован в районном лесничестве, расположенном в селе Екатеринославка. По словам главы района Анатолия Басистого, заявки собирали в течение двух месяцев, и на данный момент люди не только успели получить разрешение на заготовку дров, но и полностью себя ими обеспечили, ведь сезон заготовки уже на исходе.

— Процедура выдачи разрешений населению на рубку дров в этом сезоне, безусловно, усложнилась, но мы справились, — рассказал «АП по телефону Анатолий Николаевич. — Жители района несли заявки в лесничество, затем их подписывал глава района, утверждали в завитинском лесхозе, партиями передавали на подпись в министерство, и также по обратной цепочке людям выдавались разрешения на заготовку. В итоге никому из них не пришлось самому ехать в Благовещенск и «обивать пороги», чего селяне опасались больше всего.

Оперативно и успешно нарубили на зиму дров и в Шимановске. Мэр города Павел Березовский заверил нашего корреспондента, что, несмотря на препоны со стороны нового законодательства, разрешения на заготовку жители получили быстро.

— Желающие обращались в лесничество, — рассказал Павел Викторович. — Собрали заявки буквально в течение трех дней, отвезли в областной центр, и на следующий день людям уже выдали договоры. Кроме того, было сделано все возможное, чтобы после этого обеспечить жителей готовыми дровами. Был заключен договор с организацией, которая имеет разрешение на заготовку, и все, кто хотел, воспользовались ее услугами. Причем на стоимости дров это отразилось несущественно — разница в цене между древесиной, подлежащей срубу, и уже готовыми дровами составила около трех процентов. Большинство жителей это устроило.

Часть амурчан «сидит на угле»

Между тем не стоит забывать, что «дровяная» проблема оказалась актуальной не для всех районов области. Особо остро в дровах нуждаются Зейский, Ромненский, Мазановский, Архаринский, Завитинский, Магдагачинский, Свободненский, Шимановский районы. В других наиболее популярным топливом является уголь. На его заготовку разрешение получать не нужно, ведь уголь амурчане сами не добывают. Как правило, топливо закупают в специальных организациях или просто «с машин» — передвижных торговых точек. В поселениях, не очень отдаленных от областного центра, люди таким же образом заготавливают на зиму и дрова. Так что немалую часть населения изменения в лесном законодательстве не коснулись.

— Нашим жителям не нужны никакие лесорубочные билеты, — отмечает руководитель администрации села Черемхова Ивановского района Татьяна Ларионова. — В основном все отапливают свои жилища углем. Но если кому-то нужны дрова, их несложно закупить в любое время года. К нам все время приезжают машины, которые торгуют этим товаром.

Машина дров стоит в среднем 3—5 тысяч рублей, в зависимости от кубатуры. Обычно содержимого кузова хватает на 2—3 месяца. Пополнить запасы топлива для своих жилищ селяне, живущие неподалеку от областного центра, могут в любое время года, поэтому о подготовке к новому отопительному сезону они пока не думают. Остальные надеются на то, что «неудобная» статья лесного законодательства в скором времени будет пересмотрена. Этот вопрос уже не раз поднимался в Государственной думе, и ожидается, что депутаты рассмотрят его на весенней сессии.