И это все о ней...
От встречи с журналистом АП юбилярша отказалась наотрез. Нечего, мол, делать из меня героя нашего времени. Заместитель руководителя отдела по раскрытию особо важных преступлений следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Амурской области Наталья Вострикова на похвалы и комплименты реагирует просто: «Искать и находить преступника — это единственное, что я умею».
— Зато как она это делает! В высшей степени профессионально! — восклицают коллеги Натальи Викторовны и добавляют: «С 1982 года, сразу после окончания Дальневосточного госуниверситета, работает в нашей системе, а уже в 1994-м Вострикова была удостоена звания «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». Это вам о чем-нибудь говорит?»
О многом. За двенадцать лет работы достигнуть того, о чем иные и за всю свою жизнь мечтать не смели! Как это удалось ей, маленькой хрупкой женщине. Вопрос, на который наверняка не знает ответа и сама Наталья Викторовна, хотя за четверть века работы сначала в Ромненском районе, потом в АмГУ, затем в прокуратуре Благовещенска и области она распутывала «паутины» вопросов в сто раз сложнее и запутаннее. Чтобы воссоздать «картину» преступления и установить истину по очередному уголовному делу. Сколько их было, этих особо важных дел с двойными убийствами и хищениями в особо крупных размерах? Ответить с лету трудно. Зато везде, где работала Наталья Викторовна, без запинки и с гордостью говорят другое: у следователя Востриковой не было ни одного «доследа» и оправдательного приговора. Настолько грамотно она вела расследование любого преступления.
— Помню свое первое дело, я работал тогда в угро, — рассказывает руководитель отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Амурской области Игорь Шаталов. — В селе Белый Яр Завитинского района в 1988 году убили 14-летнюю девочку. Зарезали, отвезли на скотомогильник и облили кислотой, чтобы, значит, все концы в воду. Зацепок не было никаких, мы по крупицам собирали факты, улики, вещдоки, чтобы найти преступника. Меня тогда поразило, как скрупулезно работала Вострикова, как она осматривала место преступления, а это, как я потом убедился, 50 процентов успешного раскрытия преступления. Наталья Викторовна нам сказала, что надо искать, чуть ли не место поиска показала. Помню, нашли платьице — единственное, что осталось. А потом и на убийцу вышли: зарезал девчонку ее парень, когда узнал, что та беременна. А сам, чтобы уйти от наказания за двойное убийство, совершил кражу и уже сидел. Под давлением улик он сознался.
У Востриковой ведь ничего лишним в ходе следствия не бывает, напротив, у нее главное — все. Высокий профессионализм — вот что меня всегда поражает в работе Востриковой. Слово емкое, это знание закона и целеустремленность в работе, правильное планирование рабочих версий и правильное построение тактики допроса, самодисциплина, конечно. Вострикова — следователь от Бога. А уж какой это хороший товарищ, отзывчивый человек! За десять лет работы в паре мы ни разу не поссорились, более того — научились понимать друг друга с полувзгляда, с полуслова. Именно это помогло нам «расколоть» белогорского маньяка, совершившего несколько изнасилований с убийствами, да разве только его?.. Здоровья и счастья тебе, Викторовна. Знай, что твои бутерброды, которые ты всегда возила с собой, нам, мужикам, не дали умереть с голоду. Спасибо.
«Наталья Викторовна — одна из лучших, если не самая лучшая! — считает старший следователь следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Благовещенску Александр Соколов. — Такого же мнения многие мои сверстники, кто прошел через городскую прокуратуру: Костя Данилов, Игорь Свирин, Руслан Колков, Иван Худеев... Если что-то у нас было проблемное, сразу шли за советом к ней. Не только в кабинет, но и домой. Так сказать, в нерабочее время с рабочими вопросами. Шли, потому что знали: поможет, найдет доводы и убедит, что ты на правильном пути. Это профессионал с большой буквы».
Помочь молодым — это для Востриковой святая обязанность, ведь ростки интереса к следовательской работе требуют ухода. Самозабвенная любовь к профессии не рождается вдруг и тем более в таких условиях: с выездами на место происшествия в любое время суток, допросами, сбором улик, постоянным анализом версий, бессонными ночами... И здесь так важна поддержка старшего товарища.
— Я у Натальи Викторовны научился многому, особенно тактике допроса и грамотному составлению дела, — говорит Александр Рекун, старший следователь следственного отдела. — Она очень сильный теоретик и одновременно практик. Знает все тонкости Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Потому никогда ни одно ее дело не направлялось на доследование, и нас Вострикова научила тщательно все проверять, чтобы обвинение не «рассыпалось» в суде. Приходилось мне не раз вместе с Востриковой во время дежурства выезжать на место преступления. Если что она подсказывает нам, молодым, то делает это по-доброму, ненавязчиво. Словом, отношение к нам чуть ли не родительское.
Профессия следователя очень тяжелая в плане физических, нервных, психических нагрузок, и столько силы в этом хрупком человеке — не перестаю удивляться и радоваться! Удивляет коллег в Востриковой многое. И прежде всего ее умение компенсировать свои профессиональные нагрузки общением с друзьями.
— Она интересный собеседник и надежная подруга, — замечает Елена Кондратьева, старший помощник по оргвопросам областной прокуратуры. — А детям своих друзей, пожалуй, она как сестра, которой можно доверить секреты.
Наталья Викторовна увлекается путешествиями. Не важно — в Пекин, Сочи или просто в загородный отчий дом, который она бережно хранит, как и память о своих родителях. Она отлично готовит, разводит цветы, коллекционирует изделия из гжели. А еще Наталья по-доброму пародирует, может подарить коллегам свое стихотворение на праздник. А как она поет! В числе тех, кому Вострикова посвятила стихи собственного сочинения, старший референт отдела процессуального контроля следственного управления Татьяна Мурашко. Хранит она тот альбом с благодарностью, а еще вспоминает, как несколько лет назад позвонил ей по телефону какой-то мальчик. Поздравил с днем рождения, а потом стал песню петь.
— Пел так хорошо! Я растерялась: кто же это может быть? Потом догадалась — это же Леша, сын Востриковой. Такой растет парнишка добрый, внимательный, не по годам рассудительный — весь в маму... У меня таких воспоминаний и слов благодарности целая кассета в диктофоне. Можно рассказывать и рассказывать о юбиляре, об этой маленькой и одновременно сильной женщине. Например, привести в качестве примера случай из жизни руководителя отдела, а тогда оперативника Игоря Шаталова, когда на него в машине напал задержанный: «У нас борьба завязалась, и я никак не могу отнять у него бритвочку. Вострикова, она впереди сидела, не испугалась, выскочила из машины, позвала на помощь... Мгновенно принимать правильные решения — очень важная черта следователя».
В день юбилея, уверена, будут произнесены десятки самых искренних и добрых поздравлений с пожеланиями всего наилучшего Наталье Викторовне. Учителю, другу, коллеге.