— Алексей Геннадьевич, признайтесь, трудно руководить культурой?
— В отрасли культуры я с восьми лет — в этом возрасте пришел в ансамбль «Ровесники». Так сложилось, что вся моя трудовая деятельность — более 30 лет — связана с этой отраслью. Проблемы и состояние амурской культуры мне были знакомы еще по одной причине — мой отец 15 лет проработал заместителем начальника областного управления культуры. Его многие помнят. И когда приезжаешь в самые отдаленные уголки области, меня спрашивают: «А вы тот Самарин?» Отвечаю: да, тот. Это не только гордость, но и большая ответственность. Так что все трудности отрасли давно знаю изнутри, и поэтому мне начинать работу в качестве министра было легче, чем моим предшественникам.
Еще я очень благодарен людям, которые возглавляют сегодня областные учреждения культуры и искусства, у нас образовалась команда единомышленников. Стратегию развития культуры области мы разрабатываем вместе. Это важно, потому что при скромном финансировании культуры и тех проблемах, которые сегодня есть в отрасли, наша солидарность и монолитность — залог успеха.
— В должности министра вы почти полгода. Что вы считаете наиболее проблемной ситуацией в отрасли и какие перемены нужны в первую очередь?
— Острейшая проблема сегодня — кадры. Средний возраст руководителей учреждений культуры областного значения — 53 — 55 лет. Исторически сложилось, что в нашу область творческие кадры всегда приезжали извне, как в свое время Николай Лошманов, Валерий Побережский и другие, которые внесли новую волну в творчество, подняли область в культурном плане на новую ступень. Они приезжали, область выделяла им квартиры, обеспечивала средствами. Сейчас такого нет, и мы можем решать кадровую проблему только изнутри. А если мы за нее сегодня не возьмемся, лет через пять придем к кадровой катастрофе.
Проблему будем решать в два этапа. Первый — открытие при наших областных училищах (культуры и музыкальном) филиалов творческих вузов. Мы надеемся, что с 1 сентября на базе областного училища культуры появится филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в Улан-Удэ. Музыкальное училище откроет филиал государственного института искусств во Владивостоке. Нужно, чтобы одаренные юноши и девушки могли получить высшее образование в пределах области.
Второй этап — дать им возможность работать в области. 29 — 30 мая у нас пройдет совещание с представителями управлений культуры и заместителями глав муниципальных образований по социальным вопросам. Об этом и пойдет разговор. Готовим предложения для городов и районов о выделении целевых мест в наших средних учебных заведениях — с условием, что выпускники вернутся в свои территории. Но надо, чтобы на местах им создали условия для жизни и творчества, а для этого нужна помощь глав.
— В Благовещенске много детских художественных коллективов, где дети работают на уровне профессионалов («Ровесники», хор «Детство», цирк «Ап!» и другие), но нет ни одного взрослого, где бы они продолжили работать. Получается, что готовятся кадры «в никуда». Вам не обидно?
— Сейчас ищем правовую основу, чтобы наиболее талантливые дети из этих коллективов имели возможность, начиная с 9-го класса, одновременно со школой обучаться в одном из наших училищ. Юридическая сторона вопроса обсуждается. Хотим, чтобы одиннадцати-классник вместе со школьным аттестатом получил еще диплом и профессию. Не секрет, что выпускники «Ровесников» по уровню мастерства порой выше, чем выпускники отделений хореографии ссузов. Они уже профессионалы, но им нужна теоретическая база. А взрослые профессиональные коллективы у нас есть — это шоу-группа «Максимум», составленная из выпускников детской филармонии. На полупрофессиональной основе работает капелла «Возрождение» под руководством Елены Беляевой. Их могло быть и больше, но нельзя рассматривать культуру в отрыве от экономической ситуации, содержать несколько коллективов за счет бюджета нереально.
— Общеизвестно, что в сфере культуры сегодня самые низкие зарплаты, нет льгот для работников культуры на селе и т. д. Можно ли, на ваш взгляд, здесь добиться перемен?
— Да, и это тоже один из аспектов решения кадровой проблемы. Сегодня у нас средняя зарплата по отрасли — 6 861 рубль. Самая низкая в отрасли — у клубных работников и кинопрокатчиков, 5 222 рубля. Комментарии, по-моему, излишни. С первого января мы переходим на отраслевую систему оплаты труда, где заложено повышение базовой ставки. Еще один путь — привлечение средств муниципальных образований для поддержки работников культуры. У нас есть яркий пример — Благовещенск, где работники культуры получают доплату за стаж работы и другие заслуги, разработана целая система доплат. К сожалению, это делается пока только в Благовещенске. Много дебатов ведется по поводу льгот работникам культуры в сельской местности. Готовятся поправки в законопроект, чтобы льготы работникам культуры на селе сохранить.
— Сегодня в культуре оставляют желать лучшего не только зарплаты, но и материальная база.
— По библиотекам мы идем на российском уровне, по клубам тоже. Единственное, что не везде здания сохраняются в надлежащем виде, не везде проводятся капитальные и текущие ремонты, а это ведет к аварийности. Особенно печально смотреть на Дворцы культуры, причем двух-трехэтажные, которые были переведены на электрическое отопление. В результате зимой их не отапливают вообще — не могут найти полтора-два миллиона рублей. Здания приходят в негодность, рушатся, становятся аварийными. Это тем более обидно, что в них работали профессионалы, которые теперь остались без крыши. Но у нас есть хороший пример — село Раздольное в Тамбовском районе, где агрофирма «Партизан» вместе с поселковой властью ведут ремонт Дома культуры. Там будет один из современнейших сельских домов культуры в Амурской области. — Раздольное — скорее исключение из правил. — Опыт показывает, что культура развивается там, где ее поддерживает руководитель города или района. Тамбовский район традиционно наиболее сильный в культурном плане благодаря заботе его руководителя Николая Кулешова.
— Тогда самый плачевный вариант — это...
— Если по материальной базе, то это Ромненский, Селемджинский и Архаринский районы. Они самые проблематичные, и хотелось бы, чтобы их руководители обратили внимание на культуру.
— Участвует ли область в федеральных программах по развитию культуры?
— Последние два года мы хорошо ощущаем поддержку центра, чего не было раньше. В прошлом году на паритетных началах с федерацией приобрели музыкальную аппаратуру, в этом году впервые федеральные средства выделяются на библиотеки — на формирование фондов из расчета на каждого жителя области по 1,13 рубля. Надеемся, что решим вопрос с обновлением книжного фонда. В этом году мы получили 5 миллионов рублей из федерального бюджета на ремонт областного краеведческого музея. Его здание является памятником культуры федерального значения, всех проблем на эти деньги мы не решим, но на ремонт крыши и фасада должно хватить. Музей давно в ремонте, не получается сделать все разом и забыть, но постепенно движемся вперед. Федеральный бюджет поддерживает также мероприятия областного Дома народного творчества, такие как парад-смотр духовых оркестров, региональные фестивали и т. д. И не надо забывать про участие бюджета страны в кинофоруме «Амурская осень», причем проявляется оно в солидных суммах. Если в целом, то наша область на Дальнем Востоке имеет серьезную поддержку центра. — Какие культурные события ждут амурчан в ближайшее время? — Главные события связаны со 150-летием Приамурья. Сейчас заканчивается фестиваль «Цвети, земля амурская!»
23 — 24 мая посмотрим концертные программы Тынды, а также Тындинского, Сковородинского и Магдагачинского районов и подведем итоги. Фестиваль прошел во всех муниципальных образованиях и городских округах. И показал, что самодеятельность у нас в районах и городах есть. Лучшие коллективы покажем на заключительном концерте 21 декабря — в историческую дату образования области. В конце этой недели к нам приедут Анастасия и Захар Заволокины для съемки программы «Играй, гармонь». Передачу покажут по Первому каналу.
— В сентябре начнется «Амурская осень», можете раскрыть какие-нибудь секреты — что будет интересного в этом году?
— Кинофорум пройдет в шестой раз и будет очень представительным. Раз он проходит в год 150-летия области, мы решили, что «Амурская осень» не должна быть праздником одного города. Кинофорум захватит еще больше территорий, чем в прошлые годы, запланированы спектакли в Тынде, Зее и Шимановске, чего раньше не было. Впервые пройдет панорама индийского кино, ведем переговоры с консульством Индии во Владивостоке. Сейчас идет Год Индии в России, да и кино этой страны у нас любят. Хотим, чтобы приехали артисты, которых знают в Приамурье, чтобы встречи с ними были интересны. Президент кинофорума ведет переговоры со звездами зарубежного кино. Хочу заверить, что если удастся задуманное, то гости, которые приедут в Благовещенск из Италии и Франции, удивят своей известностью. Я знаю их фамилии, но называть не буду. Как говорит Сергей Новожилов, стоит лишь озвучить имя, и что-нибудь обязательно сорвется. Когда мы ждали Джину Лоллобриджиду, до последнего момента не были уверены на сто процентов, что все состоится. Только оргкомитет знает, насколько это трудно — устроить приезд звезды на Дальний Восток.
Досье АП
Алексей Самарин. Родился 29 июня 1958 года в Константиновке. В 1980 году окончил БГПИ, учитель физики. В 2005 году прошел обучение в Национальном открытом институте России по специальности «Государственное и муниципальное управление». Работал руководителем хореографического кружка Дворца пионеров в Благовещенске, заведующим отделом культуры Ивановского райисполкома, инструктором отдела пропаганды и агитации Амурского обкома КПСС, вторым секретарем Ивановского райкома КПСС. С мая 1990 года по ноябрь 2007-го — директор Амурской областной филармонии. С октября 2007 года — замминистра культуры и архивного дела области. С 29 декабря 2007 года — министр культуры и архивного дела области. Заслуженный работник культуры РФ. Женат, имеет трех сыновей.
Добавить комментарий
Комментарии