В итоге доставлять в поселки мучные изделия придется с крупных станций, расположенных за сотни километров. Транспортные издержки и отсутствие конкуренции превратят бамовские поселки в самые дорогие по стоимости продуктов населенные пункты области. На протяжении 25 лет с момента сдачи БАМа в постоянную эксплуатацию обеспечением продуктами и промышленными товарами на станциях занимался отдел рабочего снабжения. Это объясняется тем, что в притрассовых поселках как раньше, так и сейчас живут в основном железнодорожники и члены их семей. Альтернатива ведомственной торговле здесь появилась только несколько лет назад: частники стали открывать магазины там, где, по их расчетам, торговля могла бы приносить хотя бы минимальную прибыль. Такие точки не отличались ассортиментом, но все же удовлетворяли потребность в основных продуктах питания. Однако выпечкой хлебобулочных изделий на всех станциях в Тындинском, Зейском, Селемджинском районах все эти годы занимались железнодорожники. В этом году руководство «Железнодорожной торговой компании» («ЖТК»), офис которой находится в Москве, посчитало нерентабельным содержание пекарен и магазинов на отдаленных станциях БАМа. 18 марта был издан приказ о закрытии с 1 июля пекарен в Кувыкте, Маревой, Моготе, Муртыгите. Кроме ликвидации цехов на этих станциях, а также в Дипкуне и Тутауле, посчитали целесообразным закрыть и магазины. С 1 января 2009 года участь оказаться без свежего хлеба ждет Юктали, Чильчи, Лопчу, Хорогочи, Дипкун и Тутаул Тындинского района. - Перед тем как закрыть ведомственные пекарни, железнодорожная торговая компания предложила нам рассмотреть вопрос компенсации затрат на выпечку хлеба. Но в дефицитном районном бюджете на эти цели нет денег, и мы не можем выделять дотации, - объясняет начальник отдела торговли и защиты прав потребителей администрации Тындинского района Светлана Штреблева. - В этой ситуации нас возмущает то, что в поселках живут в основном железнодорожники и их семьи. Получается, что сегодня именно они больше всего пострадают от решения «ЖТК». Конечно, для нас обеспечение людей хлебом на отдаленных станциях - проблема. Главы поселков сейчас ведут переговоры с частными предпринимателями о возможности его доставки из Тынды, занимается этим вопросом и районная администрация. У нас есть бизнесмены, готовые закупать хлебобулочные изделия на Тындинском хлебозаводе и продавать на станциях. Говорить о свежести хлеба здесь уже будет трудно: из-за расстояний в 100 километров, определенной периодичности курсирования пассажирских поездов и отсутствия нормальных автомобильных дорог жителям района придется забыть об аромате горячей булки. Разрабатываются разные схемы доставки хлеба: например, в Кувыкту, Муртыгит и Могот хлеб будут привозить из Тынды, в Маревый, скорее всего, из близлежащего Дипкуна. В районной администрации подчеркивают, что уже сегодня в этих поселках самый дорогой хлеб: так, в Дипкуне килограмм булки из муки первого сорта стоит 35 рублей. Хлеб с других станций наверняка будет еще дороже за счет транспортных расходов. Самые дешевые мучные изделия продаются в тех поселках, где выпечкой занимаются строительные предприятия. - Олекма, наверное, единственный поселок в районе, где нет проблем с хлебом, - делится Светлана Сиразова, глава администрации поселка Олекма. - Его нам поставляет ООО «Кап-строй», которое занимается строительством объектов на Куранахском месторождении. В этой организации выпекают вкусный и, самое главное, дешевый хлеб. Если бы не строители, с трудом представляю, откуда бы мы брали хлеб. Наверное, из соседних Юкталей или из Хани в Республике Саха (Якутия). Железнодорожная транспортная компания планирует продать свои цеха вместе с оборудованием частникам. В крупных поселках пекарни готовы купить сами хлебопеки. Хотя и здесь все будет зависеть от того, какую цену назовут железнодорожники. На маленьких станциях, где живет 300 - 500 человек, выпекать 50 булок пока никто не соглашается. Между тем с уходом «ЖТК» отдаленные поселки лишатся так называемого сдерживающего ценового фактора на продукты питания. - По нашим расчетам, цены действительно могут подняться. У железнодорожников была отлаженная централизованная система доставки продуктов. И, несмотря на то что у частников на некоторые товары цены меньше, все же фрукты, овощи, мясо в ведомственных магазинах были дешевле, - говорит Светлана Штреблева. - Теперь доставить скоропортящуюся продукцию в отдаленные поселки будет проблематично: для этого нужен специализированный транспорт, а это все дополнительные затраты, которые лягут на покупателя. Железнодорожники периодически отправляют вагон-раздатку, но, бывает, отдаленным станциям уже продуктов не остается. Получить комментарий в тындинском представительстве «Железнодорожной торговой компании» нам не удалось. Исполняющая обязанности руководителя Светлана Григорьева сообщила «АП», что никакие комментарии без вышестоящего начальства она дать не может. Те же в свою очередь решают производственные вопросы в Хабаровске. В это время некоторые жители бамовских поселков начали закупать муку и уже приступили к выпечке хлеба в домашних условиях. Дешевле и надежнее. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+