Стоимость нефти на торгах в Нью-Йорке постоянно бьет рекорды. По мнению аналитиков, цена барреля нефти может превысить 200 долларов. Стабильно, из месяца в месяц растут потребительские цены на автомобильный бензин в России: в апреле - на 4,3%, в мае - еще на 3,4%. По данным Росстата, только за последнюю неделю бензин в стране подорожал еще на один процент в 65 центрах субъектов Федерации. Не стала исключением и Амурская область: в июне за бензин мы стали платить в среднем на рубль больше, а с начала года его стоимость увеличилась на четыре рубля, то есть примерно на 18%. А через Амур, в соседнем Китае, цена на нефтепродукты ниже, чем в России. Почему? По сниженным ценам в мире продается около четверти горючего. В КНР, Саудовской Аравии, Венесуэле, Индии, Индонезии, Малайзии и некоторых других странах действует система бюджетных субсидий на топливо, хотя в последнее время экономическое бремя субсидирования оказывается слишком тяжелым для бюджетов. Даже Китай, долго сопротивлявшийся требованиям МВФ снизить субсидирование, с минувшей пятницы резко поднял внутренние цены на моторное топливо. Мотивация все та же - высокие мировые цены на нефть. Государственный чиновник, ведающий вопросами энергообеспечения, заявил: «Противоречие между закупочной и отпускной ценой НПЗ серьезно обострилось, убытки предприятий стали чрезмерно большими. Значительная часть местных НПЗ прекратила или же сократила производство, что привело к трудностям со снабжением топливом. Решение о повышении цен на нефтепродукты было принято для того, чтобы урегулировать ценовые противоречия, обеспечить потребности в горючем, способствовать экономии запасов нефти». Аналитики уверены, что у стремительного роста цен на углеводородное сырье есть серьезные предпосылки. И называют в числе основных - существенный рост мировой экономики и одновременно снижение добычи нефти в странах ОПЕК, европейском и других регионах. Рост цен на нефть подстегивают и слабеющий доллар, и национализация нефтяных компаний, которая произошла в ряде стран, и в немалой степени спекуляция, а также недостаток предложения. Серьезность ситуации с резким удорожанием «черного золота» беспокоит все мировое сообщество. Потому министры финансов «группы восьми» договорились дать поручение Международному валютному фонду изучить механизмы ценообразования на нефтяном рынке и дать свое заключение, нет ли там спекулятивной составляющей. Ведь аналитики высказывают мнение, что спекулятивная доля в цене на углеводородное сырье достигает 30%. Что же касается снижения добычи нефти, то, к примеру, Саудовская Аравия рассматривает возможность увеличения объемов нефтедобычи до максимального за последние 25 лет уровня, чтобы сбить рекордные цены на мировом уровне. Чем обусловлен рост цен на нефтепродукты в России? В РФ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую привязан к мировой нефтяной цене. Поэтому расходы нефтегазовой отрасли постоянно растут, что сказывается на оптовых ценах. Для того чтобы стоимость бензина на отечественных заправках, если не пошла вниз, то хотя бы прекратила так резко увеличиваться, важно снизить налоговую нагрузку на производителей. Сегодня налоги в конечной цене продукта составляют более 60%, а доля транспортных затрат - 20%, но с 1 июля ожидается рост железнодорожного тарифа на транспортировку нефти и нефтепродуктов еще на 10%. По данным Центробанка РФ, инфляция с начала года уже перевалила за 8,5%, в действительности же на Дальнем Востоке тарифы на транспортные перевозки, тепло и электроэнергию, услуги ЖКХ, заработная плата выросли до 15%. В итоге нефтяным компаниям на поддержание инфраструктуры, зарплату и прочие расходы остается порядка 3% от цены реализации. И если учесть, что планируемые закупочные цены на сырую нефть с поставкой в июле, скажем, для Хабаровского НПЗ вырастут на 15 %, нетрудно предположить, что вырастут и отпускные цены на продукцию. Словом, ситуация на нефтяном рынке России накаляется, и необходимость применения «жаропонижающего» средства очевидна. Таким «аспирином» может стать уменьшение налогов на нефтегазовую отрасль. Правительство РФ уже внесло в Госдуму проект закона, снижающий налог на добычу полезных ископаемых. Поправки к главе 26 Налогового кодекса предусматривают увеличение необлагаемого минимума по НДПИ с 9 до 15 долларов за баррель. По подсчетам Минфина РФ, это налоговое послабление выразится в 100 миллиардах рублей, которые компании потратят на разработку новых месторождений, модернизацию оборудования, повышение объемов нефтедобычи. А все это в конечном итоге положительно скажется на потребительских ценах для российских автомобилистов.

Возрастная категория материалов: 18+