И была им - как в театре, так и в собственной судьбе. Сегодня, в канун 75-летия со дня рождения, до которого ей было не суждено дожить, мы вспоминаем Маргариту Богатыреву. В Благовещенск привела Москва В Благовещенск в 1980 году она приехала с мужем Владимиром Тепляковым. Маргарита Владимировна уже бывала в Приамурье десять лет назад, когда работала главным режиссером Хабаровского краевого театра драмы, ставила на амурской сцене «Ромео и Джульетту», по воспоминаниям театралов, солнечный и романтичный спектакль. И вот - новое ее появление. Директор театра Николай Стародуб пригласил Богатыреву, предложил должность главрежа и ключи от квартиры, чтобы она подготовила театр к очень важному этапу в его биографии - московским гастролям. Гастроли состоялись в 1983 году, и участники до сих пор вспоминают их как триумфальные, театр из самой далекой провинции в столице показал себя весьма достойно. Пять спектаклей из гастрольной афиши поставила сама Маргарита Владимировна. «Чужая кровь» по Шолохову, «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому, «Падь серебряная» по Погодину, «Тайфун» китайского драматурга Цао Юй и «Обход» по пьесе бамовца Ивана Шестака. Эти спектакли стали костяком гастрольного репертуара амурского театра драмы - в них отражены темы границы, китайского соседства, стройки века БАМ. И классика, которая вечна. - За «Падь серебряную» Маргарита получила республиканскую премию, - говорит Владимир Тепляков. - Все деньги она раздала актерам, она была бескорыстным человеком. И на кухне - главный режиссер Искусствовед и преподаватель Владимир Тепляков, когда его супруга была главным режиссером Амурского театра драмы, заведовал литературной частью театра. Это был замечательный творческий тандем. - Дома она тоже была главным режиссером, - вспоминает Владимир Сергеевич. - Она где-то страдала, что зажимает мою линию. Но я всегда знал, что ее дело - более чистое и важное, и помалкивал. Нет, она и мягкой быть умела, и понимающей. А я и не отрицал, что она главная. Люди театра живут театром. У них не было времени и сил на споры, кому выносить мусор. Они жили вне быта - только театром. - Маргарита равнодушно относилась к своим именинам, если доводилось праздновать, она всегда подчеркивала, что 15 августа - день рождения Наполеона, его и отмечаем, - продолжает Владимир Сергеевич. - Она признавала другие праздники: открытие и закрытие театрального сезона, премьеры. А вообще главными в жизни она считала две даты - Международный день театра (27 марта) и день рождения Шекспира (23 апреля). Она Шекспиром болела, знала его так, что даже меня поражала глубиной проникновения. «Хочу и буду!» У Марго всегда были весьма амбициозные, дерзкие девизы, с которыми она шла по жизни. «Хочу и буду!» - в период юношеского максимализма. «Небывалое - бывает! - говорила она, когда слышала, что режиссер - неженская профессия. И добавляла: - Сказал Петр первый и построил Петербург». На последнем курсе ГИТИСа она проходила практику в театре Маяковского в Москве. На их режиссерском курсе было всего две девушки. Известный режиссер, создатель и патриарх «Маяковки» Андрей Гончаров неожиданно попал в больницу. Практикантов было восемь, Марго и семеро мужчин. Но Гончаров доверил доводить до конца начатый спектакль именно ей. Постановку «После грехопадения» по пьесе Артура Миллера она завершила, но по идеологическим соображениям спектакль сняли, не допустив до премьеры. И педагог Марго по ГИТИСу Юрий Завадский, и Андрей Гончаров видели в этой невысокой молодой женщине, внешне - почти девчонке, невероятную энергетику, ощущали исходящие от нее токи высочайшей частоты. Все, кто с ней когда-либо встречался, отмечали мощную энергетику и хорошо поставленный голос Маргариты Богатыревой. Но не все знают, что эти качества не были врожденными - она уздечку рвала в кровь, добиваясь чистоты произношения: «Хочу и буду». Ей предлагали остаться очередным режиссером в театре Маяковского. Но один из театральных людей конфиденциально предупредил: «Маргарита, ты будешь ставить спектакли, а Гончаров будет ставить свою фамилию. Если хочешь заработать себе имя - нужно ехать в провинцию». Дипломный спектакль «Бесплодные усилия любви» по пьесе Шекспира Богатырева ставила в Костроме, премьера была посвящена 400-летию классика мировой драматургии. А потом были разные города. Знакомство на 30 лет - Как мы с ней познакомились? - вспоминает Владимир Тепляков. - Я тогда работал в Свердловске в НИИ гигиены труда и профзаболеваний научным сотрудником. И мы ездили читать лекции по психофизиологии на крупные предприятия. На КамАЗ, в частности. И по пути в Набережные Челны у нас была остановка в Ижевске. У меня за плечами такой букет профессий своеобразный - образование психологическое, философское, да еще и военно-дипломатическое. И вот январь 1976 года. Сидим у ректора ижевского мединститута в гостях, стол накрыт как надо по тем временам, идет застольная беседа. Я был театралом-любителем, и спросил: «А театр в вашем городе есть?» И слышу в ответ: «Театр - да, есть, но какой у нас главный режиссер! Да мы вас познакомим!» Узнав, что главреж - женщина, Тепляков со скептицизмом вос-принял это. Ну какой режиссер из женщины? Вечером его повели в театр, а после спектакля - за кулисы. Марго потом рассказывала мужу так: знакомые предупредили, что в театре будут гости. Она сразу встала в позу: «Я вашими гостями заниматься не буду!» Не любила она делать то, что ей неинтересно. Но они встретились, и последующие почти 30 лет не разлучались. Она шутила, обращаясь к мужу: «С тобой год за три!» Он парировал: «Ну, мать, а с тобой вообще год за пять!» - Моя биография могла бы сложиться по-другому, если бы я не встретил Марго, - говорит Владимир Сергеевич. - Но вряд ли я был бы счастливей. И закрутила «Глобус» В 1996 году она создала из своих учеников по театральной студии в лицее АмГУ студенческий театр «Глобус», назвав его именем шекспировского театра. АмГУ строился как классический университет, поэтому театр был сразу ориентирован на постановку классики. Она создала театр и уверенной режиссерской рукой, подобно Создателю, заставила планету вращаться. О «Глобусе» заговорили - не-однократно он привозил награды с театральных фестивалей, радовал зрителей премьерами. - Она ставила с ними любимого ею Шекспира, - говорит Владимир Тепляков. - Потом была «Пучина» Островского. Последним спектаклем она взяла «Снегурочку». Я в ужасе был: с кем ее ставить? Там и роли, и танцы, и чего только нет. Не каждый профессиональный театр вытянет. «Пусть думают, что они все могут», - отрезала Маргарита. Да, но для этого в них режиссер должна вложить не частицу, а всю себя. Она страдала до последнего дыхания - кому передать театр. После ее ухода из жизни «Глобус» пережил раскол, молодые актеры, взращенные Марго, не сумели принять других по стилю и почерку режиссеров. В АмГУ создан новый театральный коллектив «МИР». Театр для Марго был способом общения и приобщения к миру прекрасного, без которого, она считала и была права, жизнь человека становится беднее. * * * Досье «АП» Маргарита Богатырева родилась 15 августа 1933 года в городе Ефремове Тульской области. Окончила ГИТИС. Работала в театрах Хабаровска, Ижевска, Новгорода. На сцене Амурского театра драмы поставила более 60 спектаклей, была главным режиссером. С 1996 года работала художественным руководителем народного студенческого театра «Глобус». Скончалась в октябре 2006 года. Похоронена в Благовещенске. ЛЕГЕНДЫ О МАРГО О жизни известных людей всегда слагаются и передаются из уст в уста легенды. Вот несколько баек о Марго. Фамилия - Люкс Когда Марго училась в ГИТИСе, в общежитии ввели правило: на дверях комнат вывесить таблички с фамилиями жильцов. Марго такой поворот событий не устроил, она всегда была нонконформисткой, поэтому она вырезала из пачки сигарет «Люкс», которые курила, название и прикрепила к двери. Идет по общежитию ректорская проверка, останавливается у двери комнаты, где проживает студентка по фамилии Люкс. «Это Богатырева!» - с ходу понимает комиссия. Но ее комната, признавалась Марго, действительно была как номер люкс - вощеный паркет вместо обычного пола, большая напольная ваза, на кроватях - пледы. Помирила Немоляеву с Лазаревым Марго любила рассказывать, как она помирила Немоляеву и Лазарева. Когда она была на практике в театре Маяковского в Москве и вместе с многолетним худруком театра Андреем Гончаровым работала над спектаклем «После грехопадения», знаменитый режиссер заболел. И ей пришлось самой завершать постановку. Марго не нравилось, как играла свою роль главная героиня. Юная Маргарита рискнула предложить Александру Лазареву, игравшему главную мужскую роль, попробоваться с другой партнершей. «Кто же это дарование, с которым я буду играть?» - переспросил Александр Лазарев. «Светлана Немоляева», - ответствовала молодой режиссер. Лазарев широко улыбнулся и согласился. Потом выяснилось, что дуэт Немоляева - Лазарев незадолго до этого распался, но совсем недавно пара помирилась. А работа в одном спектакле еще более закрепила это примирение. Сегодня семья Немоляева - Лазарев - одна из актерских семей-долгожителей.

Возрастная категория материалов: 18+