И для этого уже с раннего возраста отдают своих чад во всевозможные центры, группы и студии раннего развития. Кто и как развивают дошколят в столице Приамурья и нужно ли это самим детям? Ответы на эти вопросы искала «АП». В погоне за гармонией «Мы предлагаем подготовку ребенка к школе. Наша программа рассчитана на то, чтобы малыш сел за парту всесторонне развитым», - примерно так нам ответили в четырех из более десятка подобных частных центров, существующих в Благовещенске. Под понятием «всестороннее развитие» понимается обучение основам математики, логики, чтению, письму. Кроме этого, детей вовлекают в творческие занятия: лепку и рисование, аппликации и подвижные игры. В некоторых заведениях малышам организуют тренинги с психологом и логопедом. Как правило, к программе «общего развития» мини-школы для дошколят предлагают дополнительные кружки и студии: пение, хореография, изобразительное и театральное искусство, а также обучение иностранным языкам. В одном из спортивных клубов города нам предложили даже программу «детский здоровый фитнес» и танец живота для детей. И все это, по желанию родителей, малыши могут постигать, начиная с двухлетнего возраста. Обилие предложений по раннему развитию и обучению в городе пользуется спросом. В некоторых центрах уже сегодня группы желающих заниматься с сентября практически укомплектованы. И это - несмотря на то, что цены на раннее образование бросовыми не назовешь. Для того чтобы записать малыша на «основной обучающий курс», родителю придется быть готовым ежемесячно выкладывать от полутора до двух тысяч рублей. Каждая дополнительная студия - плюс еще 500 - 1500 целковых. Кроме того, перед тем как приступить к занятиям, необходимо заплатить определенную сумму - обязательный единовременный взнос к началу учебного года. В разных центрах он именуется по-разному: «спонсорская помощь», «вклад на развитие школы», и размер его колеблется от 800 до 2000 рублей. Учебники и дидактический материал, по словам работников заведений, они приобретают сами. Конкурса не будет Расписание занятий в разных заведениях примерно одинаковое. На основной курс предлагается приводить детей в вечернее и дневное время 2 - 3 раза в неделю на полтора-два часа (три-четыре урока по 30 минут или два-три по 40). Творческие студии работают также и в выходные. В любую из них вашего малыша примут без каких-либо вступительных испытаний. - Мы не ставим целью сделать из ребенка профессионального певца или танцора, - пояснили нам в одном из детских центров раннего развития. - Главное - чтобы он расширял свой кругозор и хорошо проводил время. У нас нередко случается, что за год родители вместе с малышом перепробуют несколько разных кружков, пока не поймут, к чему у их чада больше склонности. Что касается основной подготовки к школе, ее грани и критерии также весьма размыты. Работники центров утверждают, что квалифицированные преподаватели будут обучать малышей в рамках специально разработанных программ, ну а каких результатов ребенок добьется - это уж как получится. В любом случае дети все разные, разная будет и итоговая степень подготовки. Сам себе контролер Впрочем, официальных критериев оценки работы самих центров раннего развития также не существует. Как выяснилось, статус образовательного учреждения и соответствующую лицензию из множества, существующего в городе, имеют лишь единицы. Так, в «списке предприятий, организаций и негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензию на образовательную деятельность в 2008 году», предоставленном министерством образования и науки Амурской области, мы обнаружили только пять интересующих нас наименований. Из них - ни одного, с сотрудниками которого нам пришлось пообщаться. Означает ли это, что большинство частных центров раннего развития работают незаконно? - Я не могу точно сказать, почему эти центры оказывают образовательные услуги, не имея лицензии нашего министерства, - отмечает начальник отдела лицензирования, аккредитации и оценки качества образования Любовь Репина. - Скорее всего, их хозяева просто зарегистрированы в налоговом органе как индивидуальные предприниматели. Согласно закону, индивидуальная преподавательская деятельность подлежит обязательной регистрации, но не подлежит обязательному лицензированию. Так что в этом случае закон не нарушен. Другой вопрос: кто контролирует качество оказываемых этими центрами услуг? Ни наше министерство, ни городское управление образования не имеют на это права, поскольку лицензии мы не выдавали. Налоговая контролирует только финансовые вопросы. Получается, что, приводя ребенка в такое учреждение, родитель должен осознавать, что сам несет полную ответственность за то, как и чему там будут обучать. Мама шестилетнего Гриши Наталья Черникова свой опыт знакомства с работниками одного из известных благовещенских центров раннего развития находит вполне счастливым. За год посещения основного образовательного курса сын заметно расширил кругозор, научился читать и подтянул дисциплину. - Гриша часто болеет, - рассказывает Наталья Сергеевна, - в муниципальный садик ходит редко. Поэтому центр стал для нас просто спасением. Ему очень нравится и с детьми общаться, и знания получать. Хотя, признаюсь, вначале я не верила, что у него проявится какая-то усидчивость, целеустремленность. Сейчас, например, он упрашивает меня отдать его еще и на английский язык. Я не могу судить, насколько обучение в этом центре соответствует нормам и критериям, но я вижу реальный результат. Поэтому в будущем учебном году мы продолжим сюда ходить. Пока я нахожу в этом только плюсы. Единственное, что меня смущает - это разница, которую сын почувствует, когда придет в первый класс обычной школы. Ведь там, возможно, не будет такого индивидуального подхода, таких дорогих ярких наглядных пособий и такого количества игр. Интерес к «настоящей» учебе может пропасть. Ненавязчивое развитие Пользу раннего развития отмечают и детские психологи, однако родителей предупреждают: до школы ребенка нельзя заставлять учиться. Занятия в кружках и студиях для детей раннего возраста должны быть добровольными и не должны превращаться в любовь из-под палки. Психолог благовещенской СОШ № 14 Валентина Жданова уверена: за то, помогут занятия малышу или навредят, отвечают родители. - Наличие возможностей раннего обучения и развития сегодня - это большой плюс, - подчеркивает Валентина Ивановна. - Если ребенок без труда осваивает развивающую программу в детском саду и сам стремится к новым знаниям, родители должны обратить на это внимание и предложить ему такую перспективу. Однако не секрет, что иногда в погоне за успехами малыша родители не замечают его настоящих желаний и возможностей. Часто, при наличии большого выбора студий и кружков, из малолетнего крохи начинают усиленно «лепить звезду», надрывая при этом силы и здоровье малыша. Ведь дошкольный возраст особенный: формируется психика ребенка, происходит становление его физического здоровья. Резкое и интенсивное погружение его в какое-то занятие, особенно вопреки желаниям, может привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до болезни, депрессии и полного отвращения к учебе. Поэтому, выбирая программу раннего развития, необходимо реально оценить возможности ребенка, проконсультироваться с педиатром, работником психологической службы в детской поликлинике. Стоит помнить и о том, что пока при поступлении в первый класс школьная программа не требует от ребенка обязательных навыков чтения, письма или математики. По словам учителей, всему этому, как и раньше, первоклашек обучают на уроках. В течение первого года в классе должен наступить баланс, когда силы и знания учеников разной степени подготовленности уравновешиваются. Так что для того чтобы на уроках не было скучно, более развитым первоклассникам придется в течение года выполнять различные дополнительные задания, которые учителя для них заготовят заранее. * * * Примерная смета на обучение в одной из благовещенских студий раннего развития (для ребенка четырех лет): 1. Основная программа: элементы грамоты, математика, изо, физкультура, занятия с психологом (2 раза в неделю) - 1700 рублей в месяц. 2. Занятия вокалом (1 раз в неделю) - 650 рублей в месяц. 3. Взнос на развитие студии (50% от суммы контракта) -1125 рублей (единовременно). 4. Расходы на мелкие канцтовары - около 350 рублей (единовременно). Итого: - к началу учебного года - 3825 рублей; - ежемесячно - 2350 рублей.

Возрастная категория материалов: 18+