И приводят в пример шокирующую статистику и страшные аварии, которые произошли на дорогах Приамурья именно по вине пьяных водителей. - Это совершенно правильное решение, - уверена инспектор по пропаганде Лариса Топольская. - Мы всегда говорили, что пьяный за рулем - это преступник, а преступник должен сидеть в тюрьме, и ужесточать наказание для нетрезвых убийц за рулем нужно. На протяжении нескольких десятилетий управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения входит в тройку главных причин, из-за которых на амурских дорогах совершаются дорожно-транспортные происшествия, а следовательно, гибнут люди. Одна из таких страшных аварий произошла на выезде из Благовещенска в конце июля. На 8-м километре Игнатьевского шоссе нетрезвый 30-летний водитель BMV выехал на встречную полосу и на большой скорости врезался в стоящую на обочине «Тойоту». В машине отдыхали грибники. От удара оба водителя погибли, двое пассажиров получили серьезные ранения. Гаишники уверены, что после того как наказание за нетрезвое вождение с трагическими последствиями станет более суровым, автомобилисты дважды подумают перед тем, как выпить перед поездкой. То, что более суровые меры действенны, наглядно демонстрирует тот факт, что после того как штраф за непристегнутый ремень безопасности повысился с 50 рублей до 500, более 80 процентов наших водителей стали исправно пристегиваться. - Российские водители понимают систему «кнута и пряника». Если «пряники» для дисциплинированных водителей пока только разрабатываются, то государственный кнут в этом конкретном случае - ужесточение наказания для нетрезвых водителей-убийц бьет в нужное место, - уверены в УГИБДД по Амурской области. Всего же за семь месяцев этого года в Приамурье произошло 728 ДТП, в которых погибло 110 человек, 864 - пострадало. Как отмечают амурские сотрудники Госавтоинспекции, в 2008 году количество погибших по сравнению с прошлым годом увеличилось на 15 человек. В лидеры, помимо такого нарушения, как езда в нетрезвом виде, попали - превышение скорости, нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу. Именно эти причины становятся главными «убийцами» автолюбителей и невиновных пассажиров. Очередное доказательство - трагическое происшествие на аэропортовской трассе 10 августа. В четырех километрах от Благовещенска водитель «Тойоты-Марк II» решил пойти на обгон - выехал на встречную полосу, не убедившись в безопасности. В итоге, уходя от столкновения со встречной машиной, «Тойота» съехала с дороги и врезалась в дерево. Водитель и пассажир иномарки скончались на месте, еще один пассажир в тяжелейшем состоянии попал в больницу.
Возрастная категория материалов: 18+
Не понял сути законопроекта внесенного в госдуму. Мне почему то казалось, что этих автоалкашей, загубивших человеческую жизнь и сейчас должны сажать. А если этого не делают, то какой тогда смысл в новых законах? Они ведь все равно не исполняются. Получается пустое сотрясание воздуха. Очень хочу ошибиться в своих подозрениях. Помогите!
— Андрей АнохинПрофилактическая психотерапия как эффективное средство профилактики тяжких преступлений и опасных происшествий (ЧС).
Огромные жертвы (около 40 тысяч погибших) несет наша страна в результате противоправного поведения психологически неуравновешенных людей, не желающих на добровольной основе привести в порядок свое душевное здоровье, либо не знающих путей решения своих психологических проблем.
Прежде всего, эта страшная цифра колоссальных потерь общества образуется за счет пьющих водителей и лиц, совершающих убийства, насилия, убийства и причинение вреда на почве бытового пьянства. Таких лиц задерживается в административном порядке миллионы, а привлекается к уголовной ответственности около 400 тысяч человек за разные виды преступлений, совершенные под воздействием алкоголизации и иных психических проблем.
Причем самые серьезные ДТП с гибелью десятков людей совершают люди, многократно наказанные в административном порядке, в т.ч. лишенные прав за пьянство.
Уровень смертности на дорогах и в быту показывает, что меры административного воздействия на часть деградирующих граждан никакого профилактического воздействия не оказывают.
А государство несет и будет далее огромные материальные потери, связанные с рассмотрением и расследованием такой массы дел и содержанием аппарата расследования и задержанных. Причем увеличение аппарата участковых или детских инспекторов, числа сотрудников ГИБДД не дает решения проблемы. Нужно искать более эффективный и экономичный ответ на эту российскую проблему в строгих рамках действующего законодательства и наших традиций. Раньше с такими правонарушителями велась значительная работа со стороны ДНД и иных общественных, (партийных, комсомольских, профсоюзных, шефских) организаций. В настоящее время данный резерв нам недоступен в прежних масштабах. Но это не значит, что его нет.
Мировая и отечественная практика знает немало различных форм профилактической работы с психически проблемными правонарушителями. Это официальные и врачебные беседы с водителями — лихачами, официальные приводы и предостережения, накопление суммы предупреждений, пожизненный учет допущенных нарушений на дороге, например, при покупке оружия и наоборот. Подобные формы были в СССР, ныне они существуют в Европе и Америке. Например, известнейший киноактер США Мел Гибсон был осужден судом за вождение в алкогольном опьянении и приговорен к нескольким сеансам «принудительной психотерапии».
Давно назрела необходимость введения и в России, такой альтернативной формы воздействия или, даже, наказания, как «принудительная профилактическая психотерапия». Она с точки зрения привычных штрафов и ареста не является мерой наказания, а скорее мерой социально-профилактической помощи людям, чье психическое здоровье подверглось негативным воздействиям окружающего мира и не смогло найти адекватный ответ в рамках приемлемых форм поведения.
Нельзя не видеть на дорогах, в транспорте, в торговых и иных предприятиях массу людей, находящихся в пограничных, общественно опасных состояниях, готовых бить или стрелять в сограждан по любому поводу. Сдерживающие механизмы в основной массе срабатывают, но есть опасение, что по мере снижения общей культуры и уровня жизни, насилия станет больше. Негативный вклад вносят СМИ, фильмы и сериалы, где герои все чаще применяют силу для решения служебных и личных проблем.
Мы вносим следующее предложение Правительству и силовым структурам РФ.
Взять на вооружение современные гуманные и доступные меры профилактики тяжких преступлений еще на этапе применения первых мер административного воздействия на лиц, склонных к правонарушениям на дорогах и в быту.
Предлагается наряду с традиционными штрафами и арестом предоставить судам, детским инспекциям, ГИБДД право назначать одновременно с административным наказанием или вместо него здоровьесберегающую профилактическую психологическую помощь психолога (педагога, психиатра), лицам, склонным к общественно-опасным проступкам, угрожающим жизни своей и других членов общества.
Эта мера представляется более профессиональной и эффективной, чем беседы участкового, комсомольца-наставника или председателя домкома и товарищеского суда
Эта мера должна оформляться протоколом об административном правонарушении, и при неуклонном ее осуществлении, позволит примерно в 2-3 раза сократить количество убитых на дорогах и в быту.
Таким образом, «Профилактическая психотерапия» (ПП) может рассматриваться как метод альтернативного или дополнительного воздействия на потенциального преступника в виде гуманных и превентивных мер по воспитанию, психокоррекции деструктивных черт личности, обуславливающих преступное поведение гражданина.
Никаких законодательных преград для введения ПП не усматривается, более того, возможность применения ПП прямо вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Согласно теории, драма преступника разворачивается следующим образом: человек, испытывающий психологический кризис не умеет или не хочет просить о помощи специалиста-психотерапевта, предпочитает «решать все самому», идет на преступление отреагируя т.о. свои обиды и претензии к обществу; «наказывает» общество за свои нарциссические обиды; и общество отвечает ему судебным решением. Многие противоправные и преступные действия человека являются деструктивным способом разрешения психологических проблем, т.н. «отреагированием во-вне» (см. Н.Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», 1994).
В первую очередь, ПП применяется к гражданину, совершившему антисоциальный проступок на фоне относительно-стабильного соблюдения законов РФ. Т.е. гражданин социально-адаптирован в обществе, имеет профессию, семью, и при этом совершил проступок, нарушил закон. Пример: актер Владислав Галкин — хороший актер, семьянин; на фоне психологического кризиса личностно декомпенсировался: в алкогольном опьянении подрался, угрожал человеку оружием….
Если психологический кризис не пройден, остаются возможности для рецидива деликта и, только тюремное заключение или условный срок, психологическую проблему человека не решат; человек остается словно «взведенный курок в любой момент готов выстрелить».
ПП осуществляет специалист в области душевного здоровья человека: врач или клинический психолог, подготовленный в области психиатрии и психотерапии.
ПП назначается по решению суда или должностного лица, уполномоченного штрафовать правонарушителя.
Элементом наказания является «недобровольность» осуществления ПП, против воли и желания человека, что служит воспитательным моментом по преодолению нарциссических черт личности гражданина. Обратная связь общества — человеку: жизнь по законам общества налагает на человека свои ограничения; ПП -это сигнал для человека, что необходимо пересмотреть свои ценности и свой шаблон поведения. Этому способствует психотерапевт.
Альтернативой административному наказанию — штрафу, может стать предлагаемая нами оплата ПП государственному психотерапевту. Это также является определенным элементом наказания для правонарушителя.
Кроме альтернативы административному наказанию, ПП может назначаться как дополнительное наказание или, как промежуточный этап. Гражданина обязывают пройти ПП, после чего его дело пересматривается в суде в положительную сторону. В этом случае, психотерапевт выступает как эксперт и свидетель.
Выгода для государства и общества.
Правоохранительная система получает еще один гуманный инструмент для более дифференцированного наказания правонарушителей; снизится нагрузка на органы правопорядка, часть объема профессиональной профилактической работы и ответственности перейдет к психотерапевтам, педагогам и психологам.
Психотерапевты получают доступ для работы с человеком, который добровольно никогда не обратиться за помощью в критический для себя период. Тем самым, помощь человек все же получает, даже если не умеет просить или не критичен к своим психологическим проблемам. Аналогично в медицине человеку спасают жизнь, делая хирургическое вмешательство, когда человек не в состоянии принять осознанное решение.
Кроме того, повышается количество рабочих мест для многочисленных выпускников педагогических и психологических факультетов после ФПК.
Выгода для правонарушителя. Человек получает возможность проработать свои психологические проблемы, что дает ему душевное спокойствие, уверенность в себе, и предупреждает рецидивы правонарушений. Вместо административного ареста и штрафа, лишения прав — определенное количество бесед (занятий) в кабинете психотерапевта.
Очевидно, что подобные меры могут быть распространены на часть лиц, совершивших впервые уголовное преступление, независимо от его тяжести. Исходя из тяжести деяния для одних преступников это будет на воле (амбулаторно), для других в местах лишения свободы.
Совершенно очевидно, что подобная мера снизит количество насилий, конфликтов и суицидов в местах лишения свободы.
--ДИРЕКТОР ИАЦ БЖ МПГУ
профессор кафедры безопасности МИОО
к.ю.н., полковник, С.В.ПЕТРОВ
--врач-психотерапевт Клевцов Д.А.
--практический психолог Писаревский К.Л.
Январь, 2010 год.
— Клевцов Дмитрий врач-психотерапевт (гость)