Подвести итоги, высказать и обсудить проблемы, связанные с модернизацией образования, а также по традиции поздравить очередную партию из 22 школ, выигравших в этом году миллион рублей в рамках нацпроекта. Дипломы директорам школ-победителей вручил и. о. губернатора Виктор Марценко. Как отметила, приветствуя делегатов конференции, зампредседателя правительства Амурской области Валентина Калита, сегодня образованию государство уделяет самое пристальное внимание, которое означает не только помощь, но и тяжкое бремя. Выделяя гранты на образование и средства в рамках нацпроекта, взамен оно строго спрашивает за качество, и это ощущают все - от руководителя районного образования до рядового педагога. Зарплата по-новому Амурское образование живет сегодня аббревиатурами. К ставшему за три года привычным ПНПО (приоритетный национальный проект «Образование») добавились пугающие КПМО (комплексный проект модернизации образования) и НСОТ (новая система оплаты труда). Система образования Приамурья сегодня на пороге существенных перемен. И главное новшество, которого ждут и опасаются педагоги, - зарплата по-новому. - В этом году все образовательные учреждения области должны перейти на новую систему оплаты труда, - говорит министр образования и науки Амурской области Алексей Помалейко. - Это прогрессивная методика оценки качества труда каждого педагога, но при переходе есть определенные сложности и риски. Но трудности преодолимы. Наша задача - с меньшими затратами и потерями перейти к НСОТ, к нормативно-подушевому финансированию, к новой стратегии развития амурского образования. Деньги - вопрос болезненный, но министр образования уверен, что зарплата учителя в результате реформ не пострадает. - Зарплата педагога увеличится, - уверен Алексей Георгиевич. - В пилотных территориях, участвовавших в эксперименте, она выросла в среднем на сумму от 500 до 2000 рублей. При НСОТ действует принцип материальной заинтересованности, который в старой системе оплаты труда долгие годы отсутствовал. Другой плюс - при новой системе молодой специалист и учитель-стажист уравниваются в правах, главным становится не стаж, а качество работы. Учитель сам должен перестать чувствовать себя обиженным судьбой и государством, у него появляется реальный шанс для творчества и профессионального роста. Единая тарифная сетка с декабря этого года останется в прошлом - бюджетники начнут получать зарплаты по-новому. Амурское образование, по словам министра, не плетется в конце этих начинаний, а идет впереди. НСОТ в нескольких пилотных территориях уже опробовали, и получили определенный опыт, который позволит войти в эту систему более мягко. Уроки по НСОТу Препятствия на пути реализации КПМО, а также способы их устранения обсуждали на одной из секций в рамках педагогической конференции. КПМО - это приличное денежное вливание в систему образования области, при котором от перемен в лучшую сторону никто не должен пострадать, а качество образования должно повыситься. Семь пилотных территорий, которые год назад первыми попробовали на себе нормативноподушевое финансирование, результатами в целом не разочарованы. Но есть и проблемы, с которыми они столкнулись. Эти вопросы были вынесены на обсуждение. Главный из них - отсутствие обученных специалистов, знающих, как работать в новой системе. Не обучены ни управленцы, ни директора школ, ни бухгалтерско-экономические службы. - Мы все в этом плане безграмотны, нас никто не обучил практически, - посетовала руководитель отдела образования Ромненского района Валентина Зима. Тем не менее наработанный опыт позволил внести предложения в итоговую резолюцию конференции. В частности, нужны нормативы по видам образовательных учреждений, в зависимости от их специфики - для малокомплектных они одни, для лицеев другие. Еще одну проблему обозначила руководитель отдела образования Октябрьского района Ольга Жуковина: - Год проработали в эксперименте, повышение зарплаты произошло, но никто не делал анализ - правильно ли мы действуем? Мы консультируем других, хотя сами не знаем - все ли у нас было как надо. Никто нам на ошибки, если они были, не указал. Дело-то серьезное, поэтому обязательно нужен глубокий анализ. Почему социум сопротивляется Одно из условий КПМО - реструктуризация сети образовательных учреждений, чтобы повсеместно поднять обучение на современный уровень. - Неготовность управленцев, сопротивление социума, кадровая проблема, недостаточная материально-техническая база, недостаточное финансирование, - перечисляет проблемы на пути реструктуризации школьной сети начальник отдела образования Архаринского района Наталья Натыкан. - Что опасно - органы власти ставят знак равенства между реструктуризацией школ и оптимизацией расходов. И ставят перед нами задачу высвободить лишние средства, уменьшить затраты. Хотя на самом деле реструктуризация преследует повышение качества образования. Сопротивление социума, по мнению Натальи Анатольевны и ее коллег, в том, что жители села считают: лучше маленькая слабая школа, где нет учителей и ресурсов, но своя, чтобы ребенок был постоянно дома. Станет ли этот ребенок на выходе из школы студентом, сможет ли он быть конкурентоспособным рядом с детьми, которые окончили городские школы? - Нужно информировать население, чтобы у них изменилось отношение к процессу реструктуризации, - убеждены участники конференции. - Цель реструктуризации - не сокращение школ, а качество и доступность образовательной услуги. Еще одна проблема - недостаточность нормативно-правовой базы. Чтобы школа на селе стала ресурсным или социокультурным центром, а возможно, превратилась в школу-детский сад, трудно на уровне муниципалитета подготовить необходимые документы, нужны соответствующие правовые акты на уровне субъекта федерации, а их пока нет. Качество образования: 15 толкований Общественность должна активнее участвовать в управлении образованием. На практике именно от общественности будет зависеть, потяжелеют ли кошельки педагогов от стимулирующих надбавок. - Сегодня при всех школах есть управляющие или попечительские советы, родительские комитеты или советы отцов. Но беда в том, что многие работают формально, а это недопустимо, - констатирует начальник отдела образования Сковородинского района Елена Бодрая. Елена Владимировна озвучила три проблемы: отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие реальных властных полномочий у органов общественного самоуправления, отсутствие необходимых общественно-управленческих знаний у самих членов общественных структур. Кроме того, говоря о региональной оценке качества образования, участники конференции выяснили, что само понятие «качество образования» нормативно не закреплено. Сами участники дискуссии с ходу насчитали 15 определений. Вопросов много, и не исключено, что ответы на некоторые из них даст только практика. Конкурс на лучшее эхо Пока одни решали вопросы управления образованием, другие знакомились с новыми педагогическими методиками. Ведь от мастерства и профессионализма конкретного учителя качество образования зависит напрямую. Учитель года-2007 Инна Слободянюк, преподаватель английского языка в гимназии N 9 Свободного, представила на одной из секций свою педагогическую систему. Кстати, Инна Владимировна, выступая на всероссийском «Учителе года», пока единственная из амурчан попала в число 15 лауреатов. - Цель моей педагогической системы: чтобы ученик желал учиться и умел учиться, - говорит Инна Слободянюк. Заставить школьника учиться очень трудно, важно, чтобы внешняя мотивация к учебе превратилась во внутреннюю. А для этого учителю нужно знать, чем ребенок любит заниматься и на что он способен. Надо оценить его потребности и сформулировать подходы образования с учетом этих потребностей. - Нужно придумать красивую обертку для скучного упражнения, - говорит Инна Владимировна. - Допустим, я ставлю цель: добиться правильного произношения слов на английском языке. Трудно представить, чтобы второклассник упорно добивался безупречного произношения, методично повторяя за мной слово десятки раз и совершенствуясь шаг за шагом. Но ведь можно провести конкурс на лучшее эхо. У детей появляется цель, а учитель между тем выполняет свою задачу, показывая пример и заставляя детей совершенствовать произношение. Большинство современных детей - дети информационных технологий. Глупо не использовать эту их страсть, считает учитель года-2007. - Я работала с образовательными дисками, - продолжает Инна Слободянюк. - Но у них есть существенный недостаток - они направлены на универсального пользователя, а я работаю с конкретным ребенком. Я научилась составлять индивидуальные учебные материалы. Есть программа, с помощью которой могу записать на диск аудио- и видеоинформацию, составить любые задания - языковые викторины, заполнение пропусков, кроссворды - что угодно. И ребенок работает с удовольствием. Компьютер оценивает выполнение результатов в процентах, потом я перевожу это в оценку. Новое и яркое в учебном материале должно привлекать к учебе, а не отвлекать. Успех для Инны Слободянюк - это умение преодолеть планку в интеллектуальных прыжках. Планку можно сначала понижать, чтобы ребенок почувствовал, что может взять хотя бы небольшую высоту. Потом можно ее чуть-чуть повысить, потом - еще. Успех в преодолении станет нормой. - Мой результат - когда тихий троечник, который сидел и боялся, начал отвечать, - говорит учитель. * * * Школьные победы Достижения амурского образования в минувшем учебном году Инна Слободянюк, учитель гимназии N 9 из Свободного впервые вошла в состав лауреатов конкурса «Учитель года России-2007». В сентябре 2008-го на Всероссийском «Учителе года» Приамурье будет представлять педагог школы N 6 областного центра Елена Бянкина. В октябре 2007 года педагог Центра детского технического творчества из Белогорска Владимир Володин стал победителем Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и завоевал хрустальный ключ в номинации «Детское техническое творчество». В январе 2008 года амурское образование выиграло грант на реализацию комплексного проекта модернизации образования. Проект позволит улучшить материальную базу образовательных учреждений и повысить качество образовательных услуг. В итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ приняли участие 11999 выпускников. Выпускница школы N 26 Благовещенска Татьяна Павленко набрала 100 баллов по обществознанию. Выпускник школы N 5 областного центра Максим Дзевенис набрал 94 балла по истории. Наивысший балл по географии был у Ксении Степановой, выпускницы школы N 2 Шимановска. Лучшие результаты по русскому языку (100 баллов) показали выпускник благовещенской гимназии N 1 Егор Лепин и выпускница школы N 6 Тынды Юлия Тен. * * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Помалейко, министр образования и науки Амурской области: «Учитель - уже не монополист» - Сегодня образование ориентировано на модель инновационной экономики. В России принята новая стратегия образования до 2020 года. Главный тезис - система образования становится непрерывной. Первый шаг - обязательное предшкольное образование для детей 5 - 6 лет. В Приамурье сегодня охват дошкольным образованием ниже общероссийского. За год не введено в строй ни одного нового здания детского сада. Задача с полным охватом детей дошкольным образованием должна быть решена к 2014 году. Принцип: деньги следуют за воспитанником - должен действовать и здесь. Новый уровень социального стандарта - вуз, а не школа. Выпускник должен соответствовать рынку труда. Новая модель образования предполагает, что учащиеся сами строят свои образовательные траектории - вместо прежних жестких, выстроенных учителем. Культура усвоения знаний должна замещаться культурой поиска и обновления знаний. Учитель как монополист передачи знаний уходит со сцены, на его место приходит учитель-консультант. Престиж образования - когда дети понимают, что знания обеспечат им жизненный успех. Наталья Русинова, замдиректора СОШ N 7, Тында: «Обиделись - идут к омбудсмену» - Наша школа второй год становится победителем нац-проекта «Образование». На первый полученный миллион рублей в нашей школе создан спортивно-оздоровительный центр, появились спортивная площадка и тренажерный зал, новые спортивные секции. И результат не замедлил сказаться - наши дети стали занимать первые места не только в городских и областных, но даже в дальневосточных соревнованиях. Второй миллион рублей от нацпроекта потратим на создание информационной среды: у нас появятся новые компьютеры, локальная школьная сеть, интерактивные доски почти в каждом кабинете, даже в младших классах. В нашей школе развито самоуправление. Работает управляющий совет, в составе которого - социальные партнеры и родители, есть совет выпускников, детская школьная республика, совет старшеклассников и совет отцов. Есть и школьный омбудсмен. Все это помогает развитию школы. Кстати, в последнее время у нас нет конфликтных ситуаций, которые бывают во всех школах.

Возрастная категория материалов: 18+