В 60-х годах наш герой был полным чудаком в глупом костюме. В конце 80-х Тим Бертон сделал его по-настоящему готичным, каким в принципе и должен быть герой, проживающий в Готэм-сити. В 90-е Джоэль Шумахер создал сагу о Темном Мстителе кислотным психоделом, яркие неоновые цвета и соски на костюме - так было тогда. В 21-м веке Бэтмэн стал другим. Он стал человеком. Сюжет Фильм, как и подобает любому комиксу, пусть даже и такому культовому и серьезному, как «Темный рыцарь», представляет собой стандартную борьбу добра со злом. Кристиан Бэйл в роли ушастого героя продолжает очищать город от отбросов общества, но, как всегда и случается, у него есть серьезный враг в лице Джокера. На протяжении всего фильма он доставляет всем массу неприятностей, взрывая, убивая и уничтожая все на своем пути без какой-либо цели. Бэтмэн же по большей части страдает оттого, что местный прокурор увел у него любовь всей его жизни - Рэйчел. Но Джокер не дает ему даже вздохнуть и подумать о ней. Продолжение воскрешения По всеобщему мнению, фильм должен был стать возрождением франчайза о Бэтмэне. Проблема в том, что Кристофер Нолан уже возродил его в 2005-м фильмом «Бэтмэн: Начало». Но по большей части его приняли только критики. Сколько бы до выхода «Темного рыцаря» люди ни называли себя фанатами саги, считая предыдущую серию лучшей из всех, это неправда. Мало кто понял и принял первый фильм Нолана. Уж слишком он был серьезным, с немасштабными спецэффектами, да и просто заумным. Впрочем, он перестал быть просто блокбастером, что очень здорово. Но вдруг после трагической смерти одного из актеров «Темного рыцаря» - Хита Леджера - к картине подогрелся огромный интерес. И из звания «блокбастер» он перешел в «Самый ожидаемый фильм года». После просмотра становится понятно: лучше ленты об остроухом герое еще не было. А будет ли? Думается мне, да и не только мне. И на то есть определенные причины. Во-первых, это гигантские, не поддающиеся логике сборы в прокате США. На данный момент впереди только «Титаник» (с ним все ясно). Для сравнения: на сеансах в нашем городе была всего половина зала, в лучше случае. А, например, та же катастрофическая «Мумия-3» собирала полный зал. И второе: фильм действительно бесподобный, и лишать фанатов встретиться с Бэтмэном еще раз, было бы некрасиво. Хотя поднять планку будет очень тяжело. Двуликие Так как режиссер Кристофер Нолан в Голливуде человек очень и очень уважаемый, то и семья у него должна быть под стать. Именно Джонатан Нолан, брат Криса, - главное действующее лицо в написании сценария. Что он приготовил нам на этот раз? Целый коктейль сложных, мудрых измышлений господина Брюса Уэйна (Бэтмэн без костюма, само собой). Этот фильм представляет собой борьбу двух противоположностей Человека-мыши. С одной стороны, он сторонник добра, правды, справедливости - в общем, всего того, чем отличался он и во времена Бертона, Шумахера и прочих комиксов. Но если посмотреть с другого ракурса, то видно, что Бэтмэн устал от ночной работы. Он все чаще перестает контролировать свою злость, и у него стали появляться желания совершить убийство. Но Темный рыцарь не может бросить все и уйти просто так. Он нашел преемника в лице окружного прокурора Харви Дента (Аарон Экхарт), которого можно охарактеризовать не иначе, как Белый рыцарь. Половина преступников и психопатов Готэм-сити оказались за решеткой именно благодаря ему. И когда у него, Темного рыцаря, появился достойный кандидат, он решает уйти на покой. Харви значит для Брюса Уэйна все, он - воплощение его надежд. Если Дент начнет управлять городом, то нужда в Бэтмэне отпадет. Но в планы Уэйна вмешивается Джокер, на котором, собственно, и завязан весь фильм. Злой и беспощадный убийца, Джокер - человек, приносящий в город хаос и единственный, кто бросает вызов Бэтмэну. Ему не нужны деньги и богатства, никакой власти - один хаос и разрушения. В одном из моментов Джокер символично сжигает огромную кучу денег, говоря при этом: «И что с того? Это же моя половина. Что хочу, то и делаю». К нему невозможно не питать симпатий. Он напоминает Джека-Воробья из «Пиратов Карибского моря», такого же кривляку и шутника, только в старой обработке. Три главных действующих героя, и у всех по два лица. У Харви Дента - в прямом смысле. Был воплощением добра, стал мстителем. У Бэтмэна постоянная борьба между темным и светлым «я», ну а Джокер - абсолютный нигилист, которого ничто не волнует и не интересует. Только зло. При этом он безумно обаятельный. Это очень серьезный противник безо всяких моральных принципов. Как бороться с тем, кто смеется в лицо смерти? Этот вопрос и будет решать Бэтмэн. Режиссер даже не пытается скрыть параллели Джокера с террористами. Они, как и Джокер, делают все ради прихоти. Просто так. И, глядя на него, становится действительно страшно. Если Джокер в кино вызывает эмоции страха, смешанные с симпатией, то в реальной жизни все совсем по-другому. Но от параллелей, конечно, не укрыться. Особенно в моменте с попыткой взрыва кораблей. Он пытается доказать Бэтмэну, что даже из самого лучшего из людей можно сделать убийцу, как случилось и с Харви Дентом. Правда, в конце Брюс Уэйн с помощью той же истории с кораблями доказывает, что не все злодеи плохие. Возможно, даже у закоренелого преступника есть шанс на исправление. «Темный рыцарь» лучше всех? Многие понимают, что ремейк блокбастера 20-летней давности - это, по сути, тот же самый фильм, только с более мощными спецэффектами. Но подождите. Перед нами стоит абсолютно отличный от других серий «Бэтмэнианы» фильм. Он напоминает предыдущее кино, но здесь как будто ничего не осталось от духа комикса. Такое чувство, что Бэтмэн абсолютно обычный человек, зачем-то надевший черный костюм с плащом. Он перестал быть супергероем. Он продолжает ездить на Бэтмобиле и Бэтмотоцикле. Теперь у него есть и Ламборджини последней модели. Он также прыгает с небоскребов, использует гаджеты в борьбе с преступностью, но: Какой Человек-паук, какой Железный человек? Сейчас Бэтмэн похож на мажорную версию Хэнкока, с той лишь разницей, что Хэнкок довольно жизнерадостен, был бы только алкоголь под рукой. А какие радости у Брюса Уэйна? Родителей нет, девушки нет. По правде говоря, этому миллиардеру даже позавидовать сложно. Жаль, что все так сложилось. При всей своей глупости, нечеткости, «попкорновости» «Бэтмэны» прошлых лет имели свой шарм. Герой там не был этаким страдальцем, уставшим от работы супергероем. То были шоу, полные спецэффектов, аттракцион для всех возрастов. Сейчас же - это фильм для взрослых. А так как большинство зрителей во времена первых серий были совсем молоды и смотрели их, как каждый малыш мультфильмы, то они должны радоваться, что успели застать несколько эпох Бэтмэна. Нынешнее поколение вряд ли будет пересматривать фильмы, уже ставшие классикой. А жаль. Не стоит забывать, что Бэтмэн - детище не концерна Marvel, подарившего миру Халка и Людей Икс, а DC Comics. А там уже давно считают, что героя хлебом не корми, дай построить из себя трагического героя. Но Кристофер Нолан поднял трагизм на новый уровень. И можно с уверенностью сказать, несмотря на взрослость фильма, - это ему только на пользу. Печальный он или нет - он по-прежнему герой, хотя он этого и не хочет. Хит Леджер Джокер - вот тот человек, которому «Темный рыцарь» обязан своим уже поистине культовым статусом. Многие прекрасно понимают, что Хит был актером далеко не великим, но после Джокера его будут помнить всегда. Потому что он сыграл выше всяких похвал. Я не знаю, можно ли сравнивать Джокера Джека Николсона и Джокера Хита Леджера. Никто не спорит, Николсон - выдающийся актер, но все же ему придется уступить место «главного врага Бэтмэна всех времен». Хит сотворил то, чего до него не удавалось никому. На фильм шли, только чтобы посмотреть на последнюю роль молодого человека, уже ставшего историей. Я имею в виду, конечно, кинопрокат США, так как там к фильмам отношение особое. Герой второго плана задвинул на этот самый второй план Бэтмэна!!! Леджер развернулся в этой роли потрясающе. Ужасный злодей - пожалуйста. Фокусник - сколько угодно. Комик - ну само собой. Возможно, если бы Леджер не умер, все бы просто похвалили его, не больше, но сейчас все по-другому. «Темный рыцарь» запомнится всем, прежде всего, харизмой и талантом Джокера. И раз Джони Деппа номинировала на Оскар роль Джека-Воробья, почему бы не дать награду Хиту Леджеру посмертно? Есть люди, которые считают, что Хит умер, потому что сошел с ума, вживаясь в роль Джокера. По-моему, это просто неуважение к его таланту. Получается: чтобы сыграть великолепно, ему пришлось сойти с ума? Некрасиво считать так. Леджеру было всего 28, он мог бы сыграть роли лучше этой, но просто не успел. Ода визуальным эффектам и Кристоферу Нолану «Темный рыцарь» не только единственный фильм по серии комиксов, где в названии не упоминается имя главного героя, но и тот, о котором невозможно сказать, что там есть выдающиеся спецэффекты. Они просто потрясающие, но сделаны так, что даже нельзя сказать, есть ли они там вообще. Настолько естественно выглядят взрывы больницы, автомобилей и лицо Харви Дента. Впрочем, смотреть на все погони, экшн и взрывы, не раскрыв рот, не получится. Суровый готический реализм Чикаго, а именно этот город выступал в роли Готэма, - это именно то, чего хотел Кристофер Нолан. Чтоб каждый человек поверил, что все это возможно, что Бэтмэн существует, что Джокер, пусть он и Злодей с большой буквы, но и он где-то живет. И сложно поверить в то, каким непостижимым образом режиссер сумел передать все чувства жителей города, панику и ужас, который охватил их во время событий в Готэме. Но главное, он показал, насколько спокойствие жителей и их действия зависят от всего-то-навсего двух людей - Бэтмэна и Джокера. Браво, мистер Нолан. Прощай, Хит Леджер.

Возрастная категория материалов: 18+