Так ли страшны ревизоры, как их зачастую представляют? С этого вопроса мы начали разговор с руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, государственным советником РФ 3 класса Владимиром Морозовым. - Работники нашего управления больше стремятся к диалогу с руководителями, чем к нагнетанию страха, - отметил Владимир Морозов. - Даже в случаях выявления нарушений, с которыми руководители проверяемых организаций не согласны, ревизор дает им возможность отстоять собственную позицию, если имеются какие-то контр-аргументы. Проверяемые могут представить нужные документы и доказать правильность своих действий. - Владимир Николаевич, как часто организации и учреждения попадают под прицел вашего внимания? И чем вы руководствуетесь, когда избираете объект проверки? - Работа управления осуществляется по четко спланированному графику. План проверок до утверждения руководителем Росфиннадзора согласовываем с другими территориальными органами государственного финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок. По наиболее актуальным приоритетным направлениям, определенным на 2009-2011 годы, контрольные мероприятия планируем на перспективу. Основными критериями отбора являются законность, своевременность и периодичность проведения ревизий. Стараемся осуществлять их не реже, чем один раз в два года. Однако если во время предыдущей проверки мы выявили какие-либо нарушения - обязательно проконтролируем их устранение. - Территориальные управления Росфиннадзора были образованы в 2004 году на основе упраздненных Контрольно-ревизионных управлений Минфина и органов валютного контроля. По сравнению с КРУ функции нового органа изменились? - Наши полномочия расширились. По-прежнему основной функцией остается осуществление контроля и надзора за использованием федеральных средств, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Мы отслеживаем, соблюдают ли требования бюджетного законодательства получатели финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций, средств, поступающих в Приамурье на реализацию федеральных целевых программ, приоритетных нацпроектов. Вместе с тем на службу Росфиннадзора российским правительством возложены новые функции - валютного контроля. Мы осуществляем надзор за органами финансового контроля других органов исполнительной власти, муниципалитетов и ведомственного контроля. Проще говоря, мы «контролируем контролеров». - Поток бюджетных средств в Амурскую область из года в год возрастает, проконтролировать каждый рубль, наверное, сложно? - Конечно. За три с половиной года наше управление осуществило 1716 контрольных проверок. Мы проверили 82272,2 миллиона рублей средств федерального бюджета, или каждый второй рубль, поступивший в область. Нарушения в использовании бюджетных средств, федерального имущества, средств государственных внебюджетных фондов выявлены практически в каждой второй организации - в 53,7 процента от числа проверенных. Финансовые нарушения составили почти 25 миллиардов рублей. Нам удалось добиться возмещения около 89 процентов от суммы финансовых нарушений. Большая часть этих средств была восстановлена в добровольном порядке. Непосредственно в доход федерального бюджета возвращено 53 миллиона рублей. Принимались меры по взысканию сумм, использованных не по целевому назначению, и в принудительном порядке. Мы направляли главным распорядителям средств уведомления на изменение лимитов бюджетных обязательств. Таким образом вернули в казну более 30 миллионов рублей. Кроме ревизий мы проводим еще и большую, если можно так выразиться, упредительную работу: готовим информацию и предложения вышестоящим органам и руководителям проверяемых организаций о том, какие меры можно принять для устранения нарушений, более эффективного использования средств федерального бюджета. Работы хватает... - Владимир Николаевич, бытует мнение, что ревизоры «придираются» даже к самым незначительным ошибкам, не позволяя их исправить во время ревизии. - Наших специалистов прежде всего интересуют правильность исполнения бюджета и эффективность использования бюджетных средств. Деньги счет любят, а особенно бюджетные, так как государство заинтересовано, чтобы каждый бюджетный рубль дошел до того, кому он был предназначен, и был израсходован по целевому назначению. Поэтому ревизоры в соответствии с требованиями нашей службы должны проводить проверки на самом высоком уровне, глубоко вникать в каждый вопрос. Но это вовсе не означает, что ревизоры не могут по ходу проверки что-то подсказать бухгалтеру, прийти ему на помощь. Тем более что основная наша задача - не вести счет нарушениям и ошибкам, а добиться их неповторяемости, чтобы руководители и бухгалтеры организаций не наступали на те же грабли. И мы всячески приветствуем, когда руководители организаций принимают меры по устранению допущенных нарушений в ходе проверки. Иное дело, когда ревизорам приходится сталкиваться с умышленными нарушениями. В таких случаях руководителям доводится держать ответ по всей строгости закона. На должностных и юридических лиц составлено 298 протоколов об административных правонарушениях. На 129 должностных лиц наложен административный штраф на сумму 1536 тысяч рублей. - Всегда ли после окончания проверок соглашаются с выводами ревизоров? Были в вашей практике случаи, когда руководители для доказательства своей правоты прибегали к судебным разбирательствам? - Такие случаи бывают, когда в ходе проверки отдельные вопросы остаются неурегулированными. Территориальным управлением на несогласие руководителям даются аргументированные ответы. Доводы руководителей, подтвержденные правовыми основаниями, принимаем к сведению. В случаях выявления фактов хищения, подлогов, злоупотреблений и других финансовых нарушений материалы передаем на рассмотрение правоохранительным органам. Таких поводов было немало. Мы направили в органы 219 материалов проверок на сумму финансовых нарушений около четырех миллионов рублей. Возбуждено 25 уголовных дел, 16 дел дошло до рассмотрения в суде. Двенадцать должностных лиц уже осуждено за финансовые нарушения. - Владимир Николаевич, вот уже не один год возглавляемый вами коллектив по основным показателям стабильно занимает первые места по Дальневосточному федеральному округу, входит в десятку лучших по России. Как удается удерживать такую высокую планку? - Стараемся! Кто-то считает нашу работу очень скучной, а я скажу так: ревизор - это не профессия, а состояние души. Думаю, этим все сказано. - Мы узнали, что у вас двойной праздник: сегодня вы отмечаете свое 60-летие, а завтра грядет юбилей профессиональный. Владимир Николаевич, примите наши поздравления! - Спасибо! В свою очередь я сердечно поздравляю работников Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области и его ветеранов с 85-летием со дня образования контрольно-ревизионных органов России. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в нелегком труде. Спасибо, коллеги, за присущее неравнодушие, настойчивость, терпение и высокое чувство ответственности. От Приказа Романовых до наших дней 23 октября контрольно-ревизионые органы России отмечают свой 85-летний юбилей. А свое начало они ведут с 1656 года, когда указом царя Алексея Михайловича Романова был создан Счетный приказ. Из исторических хроник явствует, что изданию царского эдикта предшествовала совершенно фантасмагорическая сцена в Боярской думе. Царь узнал, что некий боярин брал мзду за освобождение «хороших людей» от воинской повинности. И государь на глазах у всех собственноручно зарубил саблей проштрафившегося вельможу. По мнению историков, Счетный приказ был одним из первых учреждений подобного рода в Европе. Эта служба стала родоначальницей нынешнего Росфиннадзора. За триста с лишним лет неоднократно менялись формы и методы финансового контроля, но сущность оставалась неизменной - стоять на страже финансово-экономических интересов России.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии